Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.
Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, учащиеся, безопасное поведение, семья, педагог, огонь, родители, опасные ситуации
В современном мире вопрос о формировании основ пожарной безопасности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.
Практически каждый год в нашей стране возникает огромное количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый седьмой пожар происходит по вине детей. Увеличение количества и масштабов последствий опасных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине неосторожного обращения детей с огнем, говорит о необходимости увеличения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений (школ, детских садов, интернатов) по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения учащихся основным мерам пожарной безопасности.
Формирование у младших школьников системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных занятий, уроков, но и в результате проведения разнообразных внеклассных мероприятий (викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.). На протяжении всего учебного года и, особенно, по окончании учебы, перед каникулами, школьникам крайне необходимо напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна проводиться на всех ступенях образования. Младший школьный возраст — это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции способствуют особенности детей данного возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. В этом случае важна роль педагога, который, подбирая правильные методы, средства, приемы, вводит ребенка в социальный мир.
С детьми младшего школьного возраста необходимо регулярно проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать у них навыки безопасного поведения при их возникновении; познакомить детей с основными способами эвакуации из горящего здания, навыками использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор, противогаз и др.) [2, с. 56].
Одним из самых эффективных средств формирования навыков безопасного поведения во время пожара являются тренировки с учащимися начальной школы по отработке плана эвакуации при пожаре в школе, которые необходимо проводить не реже, чем один раз в полугодие. При этом необходимо использовать:
− бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания педагогов, знакомых, обучающихся и т. п.);
− образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
− средства индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор, противогаз, газодымозащитные комплекты и др.);
− статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т. п.;
− факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.
Таким образом, у детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы учащиеся осознали, что спички — это не игрушка, а огонь — это не забава, чтобы у них сформировалось представление о пожаре как о самом тяжелом бедствии не только для детей, но и взрослых. Возникновение пожаров из-за неосторожного обращения с огнем детей, а в результате — их травмирование, а иногда и гибель — это проблема острая, актуальная, требующая четких адекватных, скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками известна всем. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Как правило, у детей отсутствует защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Многие из младших школьников представления не имеют о том, как нужно действовать во время пожара, чтобы минимизировать его последствия, выжить. Обычно в таких ситуациях дети прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты, даже не пытаются бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Найти их в задымленных помещениях в большинстве случаев бывает очень нелегко. Уговорить школьников не играть с огнем, осторожно с ним обращаться недостаточно, необходимо повлиять на их сознание, не боясь пускать в ход порой даже самые сильные средства. Данную работу необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды. Для того, чтобы познакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить объем знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, который следует раскрыть.
С целью формирования представлений о пожарной безопасности у школьников очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей. Так как именно в семье закладываются основы безопасности человека, его ответственного и сознательного отношения к здоровью. Родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью, окружающей природной среде, к безопасности в быту и т. д. Семья — это первая ступень в жизни человека. Именно она с самого раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе [1, с. 42].
Самыми эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей в организации совместной работы по формированию основ пожарной безопасности у детей являются тематические занятия (например, «Спички — не игрушка, огонь — не забава», «Огонь — друг или враг?», «Пожарная азбука»), спортивные эстафеты (например, «Пожарные забавы»), родительские собрания, дидактические игры (например, «Пожарный эрудит», «Слушай внимательно», «Звонок на номер «01», «Осторожно — огонь!», «Огонь добрый и злой» и др.), ролевые игры и т. д.
Подобные мероприятия, безусловно, дают возможность для достижения главной цели — формированию у детей младшего школьного возраста целостного представления о культуре пожарной безопасности, а также прививают им навыков безопасного поведения.
Литература:
- Лизунова Е. В. Адаптация к экстремальным ситуациям у младших школьников как социально-педагогическая проблема. Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти, 2014 г. С. 42–45.
- Лизунова Е. В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста. Самарский научный вестник. № 3 (4) Самара: ПГСГА, 2013 г. — С. 55–57.