В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках математики.
Ключевые слова: самостоятельная работа, условия организации самостоятельной работы, самостоятельность, активность, самостоятельная деятельность, интеллектуальная деятельность, методико-математическая компетентность педагога начальной школы
Проблема повышения качества обучения младших школьников — одна из самых важных в свете новой образовательной парадигмы.
Современная начальная школа нуждается в педагоге, способного свободно и креативно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. В рамках указанного направления можно выделить проблему организации самостоятельной работы обучающихся в начальной школе. Обозначенная проблема отвечает современным требованиям ФГОС НОО к результатам обучения.
Проблемой совершенствования навыков самостоятельной деятельности занимались такие психологи, педагоги и методисты: В. И. Андреев, А. В. Белошистая, Б. С. Елканов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, Н. А. Рубакин, Г. Н. Сериков и др.
Значительный вклад в разработку проблемы организации самостоятельной работы обучающихся внесли М. А. Гаврилина, Е. Я. Голант, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, О. А. Нильсон, И. Л. Наумченко, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин, О. А. Чуракова и др. Фундаментальные труды данных ученых содержат четкий анализ различных аспектов самостоятельной работы обучающихся: сущность, формы, виды; соотношения между самостоятельностью и активностью; источники познавательной самостоятельности детей и др.
В последнее время можно встретить исследования, где акцент делается на общедидактических аспектах изучения данной проблемы (С. И. Архангельский, В. Б. Бондаревский, Н. Г. Дайри, И. Д. Зверев, С. И. Зиновьев, А. С. Лында, А. Г. Молибог, Р. А. Низамов, И. Д. Никандров, И. М. Чередов, А. В. Усова и др.). Безусловно, это свидетельствует о том, что современная система образования не стоит на месте, движется вперед; ведутся активные поиски методов и приемов рациональной организации самостоятельной работы обучающихся (в том числе и в начальной школе).
Грамотно организовать самостоятельную работу на уроках математики в начальной школе — важная задача педагога, характеризующая должный уровень его методико-математической компетентности [1; 2].
Данная компетентность — интегративная характеристика личности, включает комплекс методико-математических компетенций; систему личностных и профессионально значимых качеств (О. А. Борзенкова).
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил констатировать, что понятие «самостоятельная работа» является многогранным; исследователи по-разному трактуют данное понятие:
− как метод обучения (И. И. Кобыляцкий, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, А. В. Усова и др.);
− как форму организации учебного процесса (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. И. Ильясов, Ю. С. Пименов и др.);
− как вид учебной деятельности (Л. В. Жарова, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Р. А. Низамов, О. А. Нильсон и др.);
− средство организации познавательной деятельности (Е. Л. Белкин, М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый и др.).
Рассмотрим некоторые определения понятия «самостоятельная работа».
Самостоятельная работа — познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником (Л. Г. Веткин, И. И. Малкин, А. В. Усова и др.).
А. В. Усова, О. О. Чуракова считают, что самостоятельная работа — это работа на уроке, которая предполагает, что каждый ребенок получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями [8].
Самостоятельная работа учащихся, как замечает У. В. Меркулова, — это работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога (учителя начальных классов), но по его заданию в специально представленное для этого время; учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели [5].
Проанализировав различные точки зрения на обозначенную проблему, заключаем, что самостоятельная работа по своей сути есть деятельность, направленная на самостоятельное целенаправленное получение новых знаний, совершенствование практических умений и качеств личности.
Основу самостоятельной работы составляют самостоятельность и активность [3; 4; 5].
Самостоятельность выступает как:
− способ индивидуального выполнения задания учителя;
− как результат овладения приемами умственных действий;
− условие творческой деятельности, способность вести познавательный поиск;
− показатель определенного уровня развития интеллекта, воли характера и др.
Сущность самостоятельности раскрывается через интеллектуальную деятельность.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Мы согласны с точкой зрения Л. Г. Веткина, Б. П. Есипова, В. А. Левина о том, что высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога — пробудить к нему интерес [3; 4].
Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество.
П. И. Пидкасистый отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается именно в самостоятельной работе [7].
Активность — вид деятельности, отличающийся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленность, мотивация, осознанность, владение способами и приемами действий, эмоциональности и др.), а также наличием таких свойств, как инициативность, ситуативность.
Е. Г. Пенькова, изучая проблему организации самостоятельной работы обучающихся, предлагает следующее толкование: ребенок выполняет работу самостоятельно, без непосредственного участия педагога; от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания [6].
При организации самостоятельной работы педагогу необходимо выстроить траекторию работы: план самостоятельной работы осознание обучающимися учебной задачи инструкция по выполнению руководство процессом выполнения работы самоанализ, самоконтроль критерии оценивания самостоятельной работы учащихся проверка работ обучающихся; анализ ошибок; корректировка самостоятельной работы [3; 6].
Процессу организации самостоятельной работы способствуют следующие условия:
- Учет признаков самостоятельной работы:
− наличие познавательной или практической задачи;
− наличие проблемного вопроса или задачи и особого времени на его выполнение (решение);
− проявление умственного напряжения;
− проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач;
− владение навыками самостоятельной работы.
- Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся.
На наш взгляд, дифференцированный подход в обучении школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; уровней сформированности интеллектуальных умений (анализ, синтез, анализ через синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование, аналогия и др.).
- Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы.
- Постепенное «отдаление» педагога; принятие им позиции «пассивного наблюдателя» за процессом.
- Переход от контроля учителя к самоконтролю.
- Четкое продумывание критериев оценивания самостоятельной работы (учет разных ее видов).
Безусловно, педагог начальной школы должен учитывать условия организации самостоятельной работы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, создавать эти условия, что характеризует его педагогическое мастерство, компетентность.
Литература:
- Борзенкова О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. — Самара, 2007. — 255 с.
- Борзенкова О. А. Совершенствование методико-математической компетентности магистров образования // Молодой ученый: Международный научный журнал. — № 13.3 (117.3) / 2016. — Спецвыпуск: материалы VIII Международной научной конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия». – 2016. — С. 9–10.
- Веткин Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекции по педагогике для студентов университета). — Саратов, саратовский университет, 2008.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственное учебно-педагогическое издание Министерства Просвещения РФ. — М.: Педагогика, 1999.
- Меркулова У. В. Формы, методы и средства самостоятельной работы учащихся на уроках информатики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: Материалы III международной научной конференции (г. Челябинск, апрель, 2013 г.) — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 91–94.
- Пенькова Н. Г. Самостоятельная работа в начальной школе. — М.: Просвещение, 2014.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1972.
- Усова А. В. Структура планирования методической работы // Школьное планирование, 2005. — № 6. — С. 9.