Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1486 раз

Библиографическое описание:

Ососова, Е. Г. Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников / Е. Г. Ососова, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41658/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье раскрывается сущность творческой деятельности, ее характерные особенности; обосновывается необходимость использования творческих заданий в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; приведены примеры творческих заданий математического содержания для старших дошкольников (на основе классификации А. Н. Ждан).

Ключевые слова: творческая деятельность, познавательное развитие, организация творческой деятельности, творческие задания, конвергентные и дивергентные задания математического содержания, старшие дошкольники

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, одной из важных составляющих полноценного и гармоничного развития личности ребенка, является ее способность к творчеству, умение самостоятельно и оригинально решать сложные проблемы. В связи с этим возникает потребность в организации творческой деятельности детей. Каким образом вовлечь детей в творческую деятельность, какие формы работы и задания выбрать для этой цели вообще и при формировании математических представлений дошкольников, в частности, — те вопросы, которые стоят перед педагогами дошкольного образования.

В психолого-педагогической литературе приводятся различные определения понятия «творческая деятельность». Например, под творческой деятельностью понимается такая деятельность, при которой предполагается выход из репродуктивного мышления в преобразующее (творческое) [1]. По мнению В. Н. Дружинина, это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [6, с. 238]. А. К. Артемов считал, что творческая деятельность характеризуется поиском, отсутствием ориентировочной основы действий, которую нужно найти. Постоянное вовлечение детей в творческую деятельность является критерием развивающего обучения [2].

В сущностной характеристике особенностей творческой деятельности Д. К. Комский выделил два ведущих признака. Первый признак — это новизна результатов деятельности, в чем и проявляется ее отличие от репродуктивной деятельности; вторая — развитие личности индивида, т. к. в процессе творчества раскрываются способности личности [7, с. 21].

Важно, чтобы педагог целенаправленно и систематически вовлекал детей в творческую деятельность, формируя умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи [4, с. 57]. Для этой цели необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы.

Формировать творческую деятельность — значит формировать такие ее качества и приемы выполнения, которые ей присущи. Управление творческой деятельностью осуществляется через постановку соответствующих заданий, активизирующих проявление составляющих ее приемов выполнения [2].

Эффективным средством вовлечения старших дошкольников в творческую деятельность служат творческие задания. Творческое задание — это такая форма организации информации, где, наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта [3].

На основе анализа литературы (А. М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям: открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); соответствие условия выбранным методам творчества; возможность выбора разных способов решения; учет уровня развития и возрастных особенностей детей.

В творческом процессе, по мнению ученых, присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющая. Конвергентные задания предполагают существование лишь одного — «единственно верного» ответа, который может быть найден посредством строгих логических рассуждений, на основе использования соответствующих законов, правил, алгоритмов. Дивергентные задания характеризуются многовариантностью решений, т. е. допускают множество правильных ответов [5]. В процессе решения дивергентных заданий развивается беглость, гибкость и оригинальность мышления.

При выборе творческих заданий педагогу дошкольного образования целесообразно опираться на классификацию А. Н. Ждан (табл. 1).

Таблица 1

Классификация творческих заданий

Типы творческих заданий

Виды творческих заданий

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера

1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями

кроссворды, ребусы, игры

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков

нахождение закономерностей, узнавание объекта

Дивергентного характера

3-го уровня по развитию логического мышления

составление логических цепочек, задач

4-го уровня по развитию творческого мышления

выполнение задач на моделирование и проектирование

Приведем примеры творческих заданий математического содержания, с помощью которых можно вовлекать старших дошкольников в творческую деятельность в ходе организации НОД.

Конвергентные задания.

− Разгадайте математические ребусы

Рис. 1.

− Выберите из предложенных фигур нужную фигуру

Рис. 2.

− Из 6 палочек составьте дом, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

− Запишите вместо точек

День/Солнце

Ночь/...

Шестиугольник/Квадрат

6/…

− Если первый квадрат повернуть на три оборота по часовой стрелке, где окажется звездочка? Выберите правильный ответ:

Рис. 3.

− Имеются карандаши желтого и зеленого цветов. Сколько карандашей нужно взять, не глядя, чтобы хотя бы два из них были одного цвета?

Дивергентные задания

− На свете нет похожих двух,

Но каждая — как лёгкий пух.

Зимой всё в них, — поля, тропинки…

Что это, милый друг? Летят… (снежинки).

Сложите снежинку из палочек.

− Закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.

http://pandia.ru/text/79/084/images/image003_9.jpg

Рис. 4.

− Составьте силуэты жителей подводного мира из частей фигур (геометрические игры-головоломки «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо»)

Рис. 5.

− Дополните рисунок так, чтобы получилась картинка

Рис. 6.

Каково значение творческих заданий в процессе образовательной деятельности детей? Во-первых, такие задания дают возможность преобразовывать образы окружающего мира. Во-вторых, стимулируют познавательную активность ребенка. В-третьих, приучают его быть наблюдательным, любознательным, смелым в познании окружающего мира, предлагать нестандартные решения [8].

Считаем, что приведенные творческие задания и, подобные им, являются эффективным средством организации творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников.

Литература:

  1. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л. В. — 2 -е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
  2. Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Самара: СГПУ, 1995. — 119 с.
  3. Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Башлыкова, Н. В. Залесова. — URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–2-29.pdf.
  4. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: ИПЛ, 2008. — 136 с.
  5. Гашаров Н. Г., Махмудов М. Х. Дивергентные задачи как средство развития креативности мышления // Начальная школа. – 2014. – № 2. — 68 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2011. — 402 с.
  7. Комский Д. М. Основы теории творчества — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1993. — 77 с.
  8. Творческое развитие детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]: Мир дошкольников: Методические материалы и практики для воспитателей. — М., 2012–2016. — URL: http://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/razvitie-doshkolnikov/item/59 (дата обращения: 14.08.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, задание, математическое содержание, дошкольное образование, образовательная деятельность детей, окружающий мир, прием выполнения, творческий процесс.


Ключевые слова

творческие задания, творческая деятельность, старшие дошкольники, познавательное развитие, организация творческой деятельности, конвергентные и дивергентные задания математического содержания

Похожие статьи

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...

Похожие статьи

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...

Задать вопрос