В данной статье раскрывается сущность творческой деятельности, ее характерные особенности; обосновывается необходимость использования творческих заданий в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; приведены примеры творческих заданий математического содержания для старших дошкольников (на основе классификации А. Н. Ждан).
Ключевые слова: творческая деятельность, познавательное развитие, организация творческой деятельности, творческие задания, конвергентные и дивергентные задания математического содержания, старшие дошкольники
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, одной из важных составляющих полноценного и гармоничного развития личности ребенка, является ее способность к творчеству, умение самостоятельно и оригинально решать сложные проблемы. В связи с этим возникает потребность в организации творческой деятельности детей. Каким образом вовлечь детей в творческую деятельность, какие формы работы и задания выбрать для этой цели вообще и при формировании математических представлений дошкольников, в частности, — те вопросы, которые стоят перед педагогами дошкольного образования.
В психолого-педагогической литературе приводятся различные определения понятия «творческая деятельность». Например, под творческой деятельностью понимается такая деятельность, при которой предполагается выход из репродуктивного мышления в преобразующее (творческое) [1]. По мнению В. Н. Дружинина, это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [6, с. 238]. А. К. Артемов считал, что творческая деятельность характеризуется поиском, отсутствием ориентировочной основы действий, которую нужно найти. Постоянное вовлечение детей в творческую деятельность является критерием развивающего обучения [2].
В сущностной характеристике особенностей творческой деятельности Д. К. Комский выделил два ведущих признака. Первый признак — это новизна результатов деятельности, в чем и проявляется ее отличие от репродуктивной деятельности; вторая — развитие личности индивида, т. к. в процессе творчества раскрываются способности личности [7, с. 21].
Важно, чтобы педагог целенаправленно и систематически вовлекал детей в творческую деятельность, формируя умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи [4, с. 57]. Для этой цели необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы.
Формировать творческую деятельность — значит формировать такие ее качества и приемы выполнения, которые ей присущи. Управление творческой деятельностью осуществляется через постановку соответствующих заданий, активизирующих проявление составляющих ее приемов выполнения [2].
Эффективным средством вовлечения старших дошкольников в творческую деятельность служат творческие задания. Творческое задание — это такая форма организации информации, где, наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта [3].
На основе анализа литературы (А. М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям: открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); соответствие условия выбранным методам творчества; возможность выбора разных способов решения; учет уровня развития и возрастных особенностей детей.
В творческом процессе, по мнению ученых, присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющая. Конвергентные задания предполагают существование лишь одного — «единственно верного» ответа, который может быть найден посредством строгих логических рассуждений, на основе использования соответствующих законов, правил, алгоритмов. Дивергентные задания характеризуются многовариантностью решений, т. е. допускают множество правильных ответов [5]. В процессе решения дивергентных заданий развивается беглость, гибкость и оригинальность мышления.
При выборе творческих заданий педагогу дошкольного образования целесообразно опираться на классификацию А. Н. Ждан (табл. 1).
Таблица 1
Классификация творческих заданий
Типы творческих заданий |
Виды творческих заданий |
|
По функциям |
По дидактическим целям |
|
Конвергентного характера |
1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями |
кроссворды, ребусы, игры |
2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков |
нахождение закономерностей, узнавание объекта |
|
Дивергентного характера |
3-го уровня по развитию логического мышления |
составление логических цепочек, задач |
4-го уровня по развитию творческого мышления |
выполнение задач на моделирование и проектирование |
|
Приведем примеры творческих заданий математического содержания, с помощью которых можно вовлекать старших дошкольников в творческую деятельность в ходе организации НОД.
Конвергентные задания.
− Разгадайте математические ребусы
Рис. 1.
− Выберите из предложенных фигур нужную фигуру
Рис. 2.
− Из 6 палочек составьте дом, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
− Запишите вместо точек
День/Солнце |
Ночь/... |
Шестиугольник/Квадрат |
6/… |
− Если первый квадрат повернуть на три оборота по часовой стрелке, где окажется звездочка? Выберите правильный ответ:
Рис. 3.
− Имеются карандаши желтого и зеленого цветов. Сколько карандашей нужно взять, не глядя, чтобы хотя бы два из них были одного цвета?
Дивергентные задания
− На свете нет похожих двух,
Но каждая — как лёгкий пух.
Зимой всё в них, — поля, тропинки…
Что это, милый друг? Летят… (снежинки).
Сложите снежинку из палочек.
− Закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.
Рис. 4.
− Составьте силуэты жителей подводного мира из частей фигур (геометрические игры-головоломки «Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо»)
Рис. 5.
− Дополните рисунок так, чтобы получилась картинка
Рис. 6.
Каково значение творческих заданий в процессе образовательной деятельности детей? Во-первых, такие задания дают возможность преобразовывать образы окружающего мира. Во-вторых, стимулируют познавательную активность ребенка. В-третьих, приучают его быть наблюдательным, любознательным, смелым в познании окружающего мира, предлагать нестандартные решения [8].
Считаем, что приведенные творческие задания и, подобные им, являются эффективным средством организации творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников.
Литература:
- Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л. В. — 2 -е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
- Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Самара: СГПУ, 1995. — 119 с.
- Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Башлыкова, Н. В. Залесова. — URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–2-29.pdf.
- Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: ИПЛ, 2008. — 136 с.
- Гашаров Н. Г., Махмудов М. Х. Дивергентные задачи как средство развития креативности мышления // Начальная школа. – 2014. – № 2. — 68 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2011. — 402 с.
- Комский Д. М. Основы теории творчества — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1993. — 77 с.
- Творческое развитие детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]: Мир дошкольников: Методические материалы и практики для воспитателей. — М., 2012–2016. — URL: http://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/razvitie-doshkolnikov/item/59 (дата обращения: 14.08.2014).