В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Недаром в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования эта образовательная область прописана первой. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Все мы знаем, что игра является приоритетным во всех видах деятельности ребёнка. Но социализация ребёнка в обществе, умение вести себя в нём, умение общаться, выполнять все общепринятые социальные нормы, достойно выходить из конфликтных ситуаций, умение отстаивать своё мнение в разногласиях и т. д. невозможна без игры.
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Мы все в жизни играем множество ролей. Мы мамы, соседки, сёстры, жёны, покупатели, пешеходы, водители, зрители, и т. д. Ребёнок «примеряет» на себя эти роли в игре.
Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4–5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. В этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем. В детском саду начинается пора активного социального взросления. Ребёнок не только наблюдает за внешними проявлениями и действиями окружающих взрослых, но и, что чрезвычайно важно, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения.
Детские сады Безенчукского района накопили опыт социально-коммуникативного развития дошкольника и делятся им на заседаниях творческих методических объединений. На заседании творческого методического объединения педагогов дошкольного образования Безенчукского района детский сад «Золотой петушок» поделился опытом обучения детей азам безопасного поведения на дороге. Опыт педагогов этого детского сада неоднократно публиковался в средствах массовой информации.
В четвёртом выпуске Альманаха СИПКРО Министерства образования и науки самарской области был опубликован опыт педагогов детского сада по бучению детей поведению на дороге.
В районной газете «Сельский труженик» опубликована статья этого детского сада «Как вести себя на дороге», где рассказывается об увлекательной игре, в которой дети учились выполнять правила и быть пешеходами, пассажирами, водителями.
В детском саду «Росинка» педагоги района увидели, как во время увлекательной игры дети были покупателями и продавцами. Они выполняли все общепринятые нормы поведения (Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и др.) на английском языке, представленном педагогом Игнатьевой Еленой Григорьевной. Мы там увидели, как дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения ребенка, и, что самое главное, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
А игра экологической направленности «Мы охотимся на льва» представленная педагогами детского сада «Золотой петушок» Томилиной Е. В. Сениной Т. Е., не только учила нормам поведения людей в природе, но и побуждала детей к рассуждению, высказыванию своих мыслей, принятию общих решений. Происходило формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками, которое требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру, таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, были специально поставлены перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.
В СМИ «Сельский труженик» была опубликована статья руководителя детского сада «Росинка» Гуровой Ольги Юрьевны о работе педагогов по социализации детей в обществе. Привитие способов безопасного поведения детей на дороге в игровых формах и методах.
В проведении творческих методических объединений мы не довольствуемся только опытом работы педагогов Безенчукского района. На нашем методическом объединении в детском саду «Росинка» презентовал свой опыт работы педагог дошкольного воспитания г. Самара на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и социализации.
Коллектив детского сада «Золотой петушок» рассматривает образовательное пространство детского сада как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и окружающее в непринуждённой игровой обстановке.
Предметно-развивающая среда, созданная педагогами, призвана реализовать коммуникативную деятельность ребёнка, совершенствовать её. Все виды совместной деятельности взрослого и ребёнка взаимопроникают друг в друга и создают единую интеграционную область, где непременно присутствует коммуникация. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Во всех детских садах района оформлены традиционные сюжетно- ролевые игры, в которых ребёнок может общаться как врач, пациент, покупатель, продавец, пассажир, водитель, парикмахер, мама, дедушка и т. д. Без этого ни куда.
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Но в детских садах создаются современные игры, заставляющие ребёнка думать, отстаивать своё мнение, спорить, доказывать.
Одну из таких игр на методобъединении представил «Дом детства» Создана она на основе сказки для самых маленьких «Колобок». Вот укатился он от бабушки с дедушкой, а петь не может, ну может быть, горлышко болит, или песенку забыл. Вот он должен уговорить встречающихся ему зверушек не есть его. Здесь дети учатся общению.
Заметьте, ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует, включаясь в коммуникативно-игровой процесс.
Организация социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста предполагает их межличностные отношения, складывающиеся под воздействием социальных норм, эталонов, ценностей. Это происходит легко и непринуждённо только во время игровых отношений.
Через игровые действия ребёнок познаёт социальный мир, осваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия.
Литература:
- Абрамова Н., Кормилица В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3.
- Галигузова П. H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 2002.
- Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. – № 9.
- Зебзеева В. А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2.