В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.
Ключевые слова: полоролевая социализация дошкольников, сюжетно-ролевая игра
Полоролевая социализация (гендерная социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы половой идентичности того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. (Согласно взглядам ведущих отечественных психологов Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца)
Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщённой форме, в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра выступает как способ полоролевой социализации ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение нового отношения ребёнка к действительности. Тема статьи несомненно актуальна, меняются ведущие методологические подходы к проблеме полоролевой социализации дошкольников. Идёт поиск формирования представлений о нравственных номах отношений между людьми разного пола. Общество пытается сохранить важные и значимые понятия семья и семейные традиции. В последнее время вопросу полоролевой социализации дошкольников уделяется больше внимания, но работая со старшими дошкольниками мы столкнулись с нехваткой методической литературы и практических рекомендаций. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с особенностями своего пола. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Половая и гендерная принадлежность, особенно интенсивно формируются в игровой деятельности, именно в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализация. В результате этого дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т. п. При этом дети обычно больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному, для его пола поведению.
О том, что пол «изменить невозможно» дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в полоролевом воспитании уже трудно. Поэтому для того, чтобы половая идентичность к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Роль воспитателя в процессе полоролевой социализации дошкольников состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Таким образом, целью работы в нашей группе, стала организация процесса полоролевой социализации детей. Перед нами стояла задача, создавать в образовательном процессе ситуации выполнения ролей соответствующих полу, детьми старшего дошкольного возраста нашей группы.
Для этого был разработан комплекс сюжетно-ролевых игр (Таблица 1), после его введения и наблюдения за детьми нашей группы, мы отметили, что дети группы стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующий своему и противоположному полу. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. Дошкольники учились понимать различия между мальчиками и девочками, мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявленное к ним внимание и доброту, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
Надеемся на то что наш опыт использования тематических сюжетно ролевых игр поможет воспитателям в работе.
Таблица 1
Тематический план сюжетно-ролевых игр встаршей-подготовительной группе
Тема |
Игровые действия |
Приёмы вовлечения девочек имальчиков вигровую деятельность |
«Семья» |
«Мастерская» |
Дочка потеряла в школе ключ и не может войти в квартиру. Сестрёнка в детском саду, папа и мама на работе. Мама отпрашивается с работы и едет в ремонтную мастерскую делать ещё один ключ. В ремонтной мастерской их встречает приёмщик могут сделать новый ключ, починить сломанный зонтик |
«Семья» |
«День рождение куклы» |
У сестрёнки день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, надо испечь для куклы торт? Но на торт нужны свечи! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? |
«Семья» |
«На даче» |
Вся семья приехала в гости на дачу, папа устанавливает забор, мама вскапывает грядку, но земля была такая твёрдая что сломалась лопата. Дедушка посмотрел на лопату и сделал для неё новый черенок. Теперь мама может посадить на клумбу свои любимые тюльпаны. |
«Семья» |
«Новоселье» |
Семья переезжает в новый дом. К новому дому подъезжают грузовые машины. Грузчиков не хватает и воспитатель приглашает мальчиков в игру, помочь перенести и расставить мебель, прикрутить полки. Мальчиков после работы девочки приглашают на обед, за красиво сервированный стол накрытый праздничной скатертью. |
«Больница» |
«Дочка заболела» |
Дочка заболела, у неё высокая температура. Нужно вызвать скорую помощь. Машина скорой помощи не исправна, вызываем бригаду автослесарей. Команда мальчиков быстро исправляет неполадку. Врач уже едет к больной, осматривает её, и медсестра выписывает рецепт. |
«Семья» |
«Речное путешествие» |
Дочка выздоровела, и вся семья отправляется в отпуск на теплоходе. Команда теплохода большая. Кок-судовой повар, готовит еду. Судовой врач осматривает пассажиров. Капитан ведёт судно по маршруту, делает остановки, отдыхающие осматривают достопримечательности. |
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Перспектива, 2014. 32 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. «АСТ/Астрель», 2014. 342 с.
- Штылева Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании/Интернет-ресурс: http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. -2-е изд. — М., 2011. 144 с.