Данная статья посвящена выбору видов чтения на уроках русского языка в основной школе. В ней говорится об основных видах чтения, которые выделяют российские педагоги (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее). В статье предлагаются примеры использования разных видов чтения на различных этапах урока русского языка.
Ключевые слова: русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое, просмотровое, ознакомительно, изучающее чтение
Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. [4, стр. 200, ч. 2] Чтение — один из видов речевой деятельности наряду с говорением, слушанием (аудированием) и письмом.
В методике преподавания русского языка, на наш взгляд, до внедрения ФГОС не уделялось должного внимания взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности. Большинство учебников по русскому языку содержало упражнения, подразумевающие работу либо с отдельными словами или словосочетаниями, где требовалось вставить пропущенную букву, либо с предложениями, где предлагалось расставить знаки препинания. Таким образом, подобные упражнения формировали орфографические и пунктуационные навыки, что и считалось конечным результатом изучения русского языка в школе. Работа с текстом проводилась на уроках развития речи, где требовалось составить собственный текст на предложенную тему (сочинение) или передать на письме содержание услышанного или прочитанного текста (изложение), а также текст использовался в качестве способа организации контроля орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков (диктант). Однако не уделялось внимание метапредметным результатам, среди которых «адекватное понимание информации устного и письменного сообщения», «способность извлекать информацию из различных источников», «способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, владение разными видами чтения» [1]. Надо отметить, что здесь преуспели методисты в области преподавания иностранных языков, где всегда текст был средством обучения и контроля. Сейчас в аутентичных учебниках по иностранному языку мы обнаруживаем хорошо отработанную, правильно организованную работу с текстом, где учащиеся применяют все виды чтения для выполнения заданий, что формирует языковые и речевые навыки, что приводит к вышеупомянутым метапредметным результатам. На наш взгляд, учитывая требования ФГОС к предметным и метапредметным результатам, современные УМК по русскому языку следует разрабатывать, принимая во внимание опыт учителей иностранного языка, так как именно на их уроках уже десятилетия делается упор на работу с текстом, где применяются разные виды чтения.
Нашими педагогами выделяются следующие виды чтения:
- Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия)
- Просмотровое (просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного)
- Ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного)
- Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации)
Западные педагоги выделяют ряд других видов чтения, среди которых critical reading. [3, стр. 134] Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа, или критическое чтение. Под таким видом чтения подразумевается оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, с собственным жизненным опытом.
Качество чтения — актуальный вопрос образования всего мира. Каждые пять лет проводится международное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» (PIRLS). В данном исследовании принимают участие только учащиеся 4-ых классов. Российские школьники в командном зачете занимают лидирующие позиции наряду с китайскими и японскими их сверстниками. Но индивидуальные показатели наших четвероклассников заставляют задуматься. Например, исследование показало, что российские школьники не имеют привычки обращаться к тексту каждый раз, когда надо выяснить, проверить какую-то информацию. Поэтому тестовые задания по предложенному тексту ребята решают нередко в отрыве от текста, опираясь на личный жизненный опыт. Затруднения вызывают у учащихся и многокомпонентные вопросы (они имеют подвопросы). Четвероклассники удовлетворяются ответом на первые вопросы с опорой на текст, а оставшиеся задания оставляют без внимания. [6]
Все вышесказанное заставляет нас задуматься и пересмотреть методы и приемы работы на уроках русского языка в основной школе.
Сегодня наблюдается положительная тенденция в организации работы с текстами на уроках русского языка. Например, современные УМК включают в себя рабочие тетради с тестовыми заданиями, основанными на работе с текстом.
На наш взгляд, работа с текстом не ограничивается контрольными и проверочными тестовыми заданиями. Здесь речь ведется и о работе со справочным материалом при изучении новой темы с целью извлечения необходимой информации, чтобы составить таблицу, начертить опорную схему, сделать конспект, создать кластер, т. е. собственный текст (таблицы, схемы, диаграммы, кластеры — несплошные тексты).
Привлекать в качестве учебного материала необходимо тексты разных стилей в зависимости от учебных целей.
Приведем примеры выбора видов чтения на уроках русского языка в основной школе.
Поисковое чтение — чтение с выборочным извлечением информации (даты, цифры, имена, названия, термины, языковые явления).
Вариант использования:
6 класс Раздел: Лексика и фразеология. Тема: Фразеологизмы Этап: первичное закрепление |
Дельфины-спасатели (1) Многие люди рассказывали о том, как дельфины защитили их от акул. (2) Например, в 1992 г. у побережья Тонга в Тихом океане купалась женщина, как вдруг появилась акула. (3) В мгновение ока несчастную окружили дельфины. (4) Эти морские спасатели оставались с ней до тех пор, пока опасный хищник не уплыл прочь. (5) Существует древнегреческий миф о том, как дельфин спас музыканта, по имени Арион, брошенного в море пиратами. (6) Арион так очаровал дельфина своим пением, что тот на спине вынес его на берег. По детской энциклопедии «Киты и дельфины» Задание:
|
Просмотровое — просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного.
Вариант использования:
7 класс Раздел: Морфология Тема: Морфологические признаки причастия. Этап урока: актуализация знаний |
Прочитайте предложенные тексты. Каким из них вы будете пользоваться при ответе на вопрос: Что такое причастие? Объясните свой выбор. 1. «…Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу… Весьма не надлежит производить причастий от тех глаголов, которые... только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов». (М. В. Ломоносов «Российская грамматика») 2. Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Изменяется по родам, числам и падежам. Имеет вид, время. (по Баранову М. Т. Учебник русского языка 7 класс). |
Ознакомительное — чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного. Одним из вариантов использования подобного вида чтения может быть текст, содержащий научные сведения или художественный текст, содержащий рассуждение на интересующую проблему. Цель чтения — получить общее представление о предмете разговора, чтобы сформулировать свою точку зрения или познакомиться с другим мнением. Для быстроты выполнения задания ключевую информацию учитель может выделить другим шрифтом или цветом. Предлагаем подобный вид чтения дополнить и критическим чтением, чтобы учащийся мог чужую точку зрения соотнести со своей.
Изучающее — чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации.
Вариант использования:
8 класс Раздел: Синтаксис Тема: Простое глагольное сказуемое Этап: объяснение нового материала. |
Сказуемое простое глагольное — основной, наиболее употребительный тип сказуемого. Глагольная спрягаемая форма... Учащимся предлагается полная статья из «Краткого справочника по современному русскому языку» / Под ред. П. А. Леканта, М., 2010 Задание:
|
Использование разных видов чтения на уроках русского языка в основной школе готовит учащихся к пониманию заданий упражнений, тестов, контрольных и экзаменационных работ, не только непосредственно связанных с предметом «Русский язык», но и со всеми предметами, изучаемыми в школе. Подобная регулярная работа приводит и к метапредметным результатам, таким как: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, владение разными видами чтения.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010г № 1897 / Режим доступа: http://standart.edu.ru/
- Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. — М., 2010.
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — М.: Дрофа, 2008.
- Немов Р. С. Психология. Учебное пособие для вузов. – М, 2010.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002.
- Международные сравнительные исследования PIRLS / Режим доступа: pirlhttp://www.studfiles.ru/preview/5702325/page:5/