Продуктивный опыт младшего школьника является составной частью личностного опыта, который включается в «автоматическую» деятельность по созданию нового продукта на основе применения знаний и умений. Одним из главных путей организации продуктивной деятельности является развитие творчества ребенка в учебном и во внеучебном процессе.
Универсальными возможностями для развития творчества ребенка обладает его активная деятельность, имеющая продуктивный характер. Продуктивная деятельность способна объединять разнообразные виды деятельности, позволяющие ребенку соединять теоретические знания и практические умения и навыки, создавая свой личный творческий «продукт». Когда младший школьник рисует, лепит, вырезает и наклеивает, он всегда открывает что-то новое для себя.
Большой потенциал для активизации детского творчества содержится в изобразительной деятельности младшего школьника. В силу природного характера каждый ребенок выбирает для себя тот материал, в котором может ярче себя выразить и передать свое эмоциональное состояние, поэтому на уроках изобразительного искусства младшие школьники должны попробовать работать разными художественными материалами, изучить возможности этих материалов и приемы работы с ними [3].
Интерес детей к искусству графики на уроках изобразительного искусства может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. На уроках изобразительного искусства необходимо использование разных приемов с применением различных графических материалов и техник. Для выполнения творческих заданий в графической технике обучающиеся могут выбирать материалы: карандаш, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки (восковые, пастельные).
Главными выразительными средствами графики являются: линия, штрих, пятно, фактура, фон (тон и цвет бумаги). С помощью этих средств художник передает свое восприятие мира. Это хорошо видно из того, как художник использует эти средства: как проводит линию, как наложено пятно, каково соотношение темного и светлого, как передано пространство и др. [2, c. 14].
«Чтение» и собственная интерпретация созданного художником образа служит уникальным средством художественного воспитания младших школьников [1, с. 99].
Особое значение на уроке отводится подбору методов активизации учебной и творческой деятельности младших школьников. Такой подход связан с тем, что уровень овладения изобразительными материалами влияет на развитие твердости руки ребенка, способности глазомерной оценки изображаемого, на развитие композиционного видения, развития чувства ритма, а так же на усвоение элементов изобразительной грамоты.
Младшие школьники получают удовольствие от рисования в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.
Использование графики в большей степени способствует развитию мышления и воображения, так как детям необходимо создавать максимально реалистичные рисунки, используя минимум средств выразительности (точка, линия, штрих, тон, пятно).
Используя графику, создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, объем, положение в пространстве, содействуют развитию компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.
Таким образом, на сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства для ее применение на уроках изобразительного искусства актуально.
Литература:
- Литвинова О. В. Образ ребенка в изобразительном искусстве как средство художественного воспитания [Текст] / О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 98–100. — ISBN 978–5-9907548–5-0.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
- Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 112–115.