В последние годы краеведение все активнее включается в систему и методику образования. Законом Российской Федерации «Об образовании» предусматривается введение национально — регионального компонента государственных образовательных стандартов [2]. Это означает, что преподавание любого предмета в учреждении образования складывается из теоретического и прикладного курса, общего для всех учащихся страны (федерального компонента), и национального или регионального курса, специфического для данной территории или этнической группы. Естественно, что национально-региональный компонент эффективнее всего может быть реализован средствами краеведения. Таким образом, краеведение становится необходимым элементом образовательных программ.
Практическое краеведение неизбежно связано с выявлением и собиранием различных материалов, отражающих социальную и естественную историю региона. Накопление этих материалов, в первую очередь, подлинных традиционных памятников истории и культуры, вызывает необходимость их презентации, общественного предъявления. Наиболее распространенной и универсальной формой собирания, обеспечения сохранности и общественного использования движимых памятников природы, истории и культуры является музей. Школьный музей, таким образом, обладает не только образовательным потенциалом, но и всеми свойствами, которые присущи музею, как научно — исследовательскому и культурно — просветительскому институту.
Во-первых, школьный музей представляет собой общественный институт. Это объясняется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он становится определенной формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами.
Во-вторых, школьному музею присущи те черты, которые характерны для музея, как социального института. Он изучает исторические процессы и явления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры в соответствии с профилем и тематической направленностью.
В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; это форма внеклассного дополнительного образования; это форма профессиональной ориентации учащихся.
Все эти особенности школьного музея зафиксированы в рекомендованном Министерством образования России «Примерным положении о музее образовательного учреждения (школьном музее)», который характеризует его, как «структурное подразделение образовательного учреждения Российской Федерации независимо от формы собственности» [4].
Выбор профиля любого (в том числе школьного) музея, по существу, определяет цели, задачи и методики реализации его функции, составляет основу концепции развития школьного музея. Но профиль, основная тематика музея не является жесткой конструкцией, поскольку специфика школьного музея в том, что создаваемые в процессе творчества детей, родителей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут частично соответствовать какому-то профилю, сочетая в себе несколько направлений деятельности.
Краеведение — это наука, изучающая особенности развития природы и общества определенного региона силами его жителей. Следовательно, краеведение — это и методологический прием познания закономерностей развития общества через изучение и развитие своего края. Таким образом, школьные музеи фактически любого профиля могут считаться краеведческими.
Название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательно — воспитательной функцией, наименование учредителя. Программа деятельности музея и его создания обязательно должна быть сформирована таким образом, чтобы каждая ступень обучающихся достигала бы конкретных результатов в его осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший активное участие в деятельности музея, получил не только моральное удовлетворение от проделанной им работы, но и от осознания собственного вклада в общее дело.
Формирование концепции музея «Русская изба» МБОУ «Школа № 53» г. о. Самара, собирание идей и предложений по наиболее результативной деятельности способствует проведение в учреждении специальных конференций: научные конференции «Первые шаги в науку», участие с научно — исследовательскими работами в районных, городских, областных конференциях для школьников, заседание школьного научного общества; участие в творческих конкурсах, фестивалях (этнографический фестиваль «Мой родной народ», «ЭТНОЛИК», «Волжские Забавы»); участие в городских и социальных акциях («Музей и дети», «Солдатский платок», «Волонтёры»); народных праздниках, мастерской ДПИ и т. п. Это служит своеобразной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, родителей, местных жителей, помогает выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности.
Сложность социального статуса музея в том, что школьный музей — это общественное объединение в образовательном учреждении со своим руководящим органом (актив музея, собрание) и исполнительным органом (совет школьного музея). С другой стороны — это некое структурное подразделение образовательного учреждения, где руководитель школы несет непосредственную ответственность и за деятельность актива школьного музея и за исторические культурные ценности, находящиеся на хранении в музее, и за то, чтобы музей действовал в рамках существующего законодательства. Руководитель также следит за соответствием школьного музея к предполагающимся нормам для учреждений культуры.
Профильные функциональные группы: поисково-собирательная (осуществляющая комплектование музейной коллекции); фондовая (учет и хранение фондов); экспозиционно — выставочная (разработка и создание выставок и экспозиций); массово — просветительская (проведение экскурсий, бесед, лекций, встреч с гостями музея и интересными людьми, музейных праздников, других массовых мероприятий, организации публикаций в местных СМИ и т. д.), прикладная (мастерская ДПИ) необходимы для реализации основных направлений деятельности школьного музея. На практике часто сравнительно небольшой актив школьного музея организует и реализует все виды музейной деятельности, но даже и в этом случае необходимо создание ролевых функций для поддержания структуры музейной работы. Совмещение разных ролевых функций в школьном музее может способствовать расширению диапазона специализации учащихся в области музейного дела, формированию их организационных и исполнительных навыков.
«Образ» личности рождается, конструируется средой, которая всегда была в информационном отношении гораздо шире информационной среды современной школы. Учитель, как носитель части социокультурной информации, не формирует это информационное пространство, но и не ограничивает его объемом собственных знаний и практических умений. Становится понятным, что образование в современных условиях нельзя определять лишь с процессом приобретения умений и навыков. Указываемые разными авторами критерии образованности по совокупности «рисуют» целостный образ всесторонне развитой личности.
Деятельностный смысл обучения связывается с процессом передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Субъектный смысл заключается в формировании «носителей» (хранителей, созидателей и потребителей) социальной культуры общества — «носителей» культуры человеческой цивилизации следующего поколения (сообществ индивидов и их отдельных членов). Образование есть процесс и результат обучения, развития и воспитания субъекта. [3.6–7].
Работа со школьниками на территории этнографического музея является ярким примером деятельностно — субъектного подхода в дополнительном образовании, реализуемого в средней общеобразовательной школе.
Одним из приоритетных направлений деятельности этнографического школьного музея «Русская изба» МБОУ «Школа № 53» г. о. Самара в условиях поликультурного пространства региона является изучение костюмов народов Поволжья. В концепции музея указываются статистические данные о составе школы, из которой видна пестрая картина этнического состава учащихся. В экспозиции музея отражена идея взаимовлияния народов на территории Самарского края. Это позволяет формировать уважение к различным народам, толерантность к людям других национальностей и конфессий, чувство малой родины.
Вторым немаловажным компонентом деятельности музея является работа мастерской декоративно — прикладного творчества, где дети, изучая подлинные вещи в экспозиции музея, учатся создавать творческие работы, придерживаясь народных традиций (на примере освоения берестяного творчества, шитья по народным традициям национального костюма, ткачества). Также принцип реконструкции, возможности участия школьников в создании музейного пространства позволяет поддерживать живую и непосредственную среду для общения.
В целом же участие детей в решении организационных вопросов создания и работы школьного этнографического музея «Русская изба» способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, способствует выработке профессиональных навыков, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе. У детей работа в музее формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает им навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности.
Литература:
- Школьные музеи. /Сборник документов. — М.: 1987. С. 21.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – Принят 10 июля 1992. Ст. 7–1.
- Оспенникова Е. В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие / Перм. Гос. Пед ун-т. – Пермь. 2002. 300 с.
- Примерное положение о музее образовательного учреждения (Школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003. № 28–51-181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений / Российский вестник детско — юношеского туризма и краеведения. № 2(46). – М.: 2003. С. 6.