В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной деятельности.
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, образовательный проект, инновационные технологии
Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения с 2014 года и по настоящий период является создание условий для формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через приобщение к истокам народной праздничной культуры.
В рамках реализации социально-коммуникативного направления, разработан образовательный проект «Русский валенок».
Актуальность:
Каждый человек с самого детства впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.
Постановка проблемы: уровень знаний детей о ремёслах русского народа недостаточно сформирован.
Цель проекта: формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи проекта:
− познакомить детей с историей, процессом изготовления традиционной русской обуви — валенок;
− формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
− поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности;
− развитие творчества в продуктивной деятельности детей.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели ДОУ, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Время реализации проекта: январь-февраль.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная.
Организация деятельности:индивидуальная, групповая.
Предполагаемые результаты:
− У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
− У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории русского народа, национальным традициям.
− Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
− Организация тематического «Клубного часа».
− Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
− анализ материалов мониторинга уровня знаний детей о ремёслах русского народа;
− сбор информации;
− обогащение предметно-развивающей среды в группах по данной теме;
− привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
- Организационный:
Взаимодействие педагога с детьми в совместной деятельности путем интеграции различных педагогических технологий.
- Итоговый:
− организация и проведение «Клубного часа»;
− организация и проведение совместного развлечения «Праздник русского валенка».
Формы реализации проекта:
Тематические НОД по ознакомлению с окружающим.
Создание в ДОУ мини-музея «Истории русского валенка».
Организация НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
Декорирование валенок детьми совместно с родителями.
Составление и отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин «Дедушкин валенок», Сергей Гришунин «Дедушкины валенки», Владимир Новиков сказка «Теплые валенки».
Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок.
Разучивание песен, частушек, стихов.
Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки».
Проведение дидактических и подвижных игр.
Просмотр развивающих мультфильмов про валенки.
Проведение экспериментальной деятельности.
Итоговые мероприятия:
− «Клубный час»,
− развлечение «Праздник русского валенка».
Одна из главных задач воспитания — социализация воспитанников. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации воспитанников в школе и в дальнейшей жизни. Применение инновационной технологии «Клубный час» способствует развитию саморегуляции поведения дошкольников.
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по сигналу возвращаются в группу.
Основными целями «Клубного часа» являются:
− воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
− воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
− обучение ориентировки в пространстве;
− развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
− поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
− приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживаний необходимых для самоопределения и саморегуляции.
Выделяют следующие типы «Клубного часа»:
Свободный— дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых.
Тематический — «Клубные часы» включены в ситуацию месяца по определенной тематике.
Деятельностный— воснову этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
Творческий — дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
В нашем детском саду был организован тематический «Клубный час» по итогам проектной деятельности «Русский валенок». Педагоги подготовили станции по одному из видов деятельности. Каждой станции определили свой цвет. В помещении детского сада расклеили цветные стрелки-ориентиры.
С детьми каждой группы проводилась предварительная работа:
- Организация беседы, во время которой дошкольники узнали, что такое «Клубный час», что они будут делать, и какие правила поведения необходимо соблюдать во время этого мероприятия.
- Обсудили, какие группы есть в детском саду, и на каком этаже они находятся.
- В результате внедрения новой технологии мы столкнулись с тем, что детям трудно сделать самостоятельный выбор в принятии решения, какую из станций выбрать. В связи с этим дошкольникам было предложено вытянуть цветную фишку из волшебного мешочка, какого цвета ребенок выбрал фишку в том направлении он и движется.
Когда было все готово к мероприятию по сигналу воспитанники вышли из группы и направились по стрелкам соответственно цвету выбранного жетона. Один из воспитателей группы остался на станции и встречал гостей. Второй помогал сориентироваться по стрелкам и сопровождал детей.
Были организованы следующие станции:
Станция «Кисточка».
В группе «Золотая рыбка» воспитатели организовали «Мастерскую по росписи валенок», где основным направлением стала изобразительная деятельность.
Вначале, педагоги провели краткую беседу о валенках, с целью закрепления имеющихся знаний у детей. Воспитатели показали и рассказали о возможных способах росписи валенок.
Здесь детям была предложена и продемонстрирована техника рисования мятой салфеткой, для придания объема макету валенка. Центральный рисунок предлагалось выполнить с помощью различных штампов. Дальнейшая роспись определялась детьми самостоятельно.
Расписанные валенки получились все разные и неповторимые. Каждый участник остался доволен своей работой и смог забрать ее с собой.
Станция «Почемучки».
В группе «Красная шапочка» воспитатели организовали экспериментальную деятельность. Детям была предоставлена возможность наглядно познакомиться со свойствами материала валенок.
Детям предложили посмотреть на валенок через увеличительное стекло и рассмотреть из чего он состоит. За тем ребята с удовольствием разделяли войлок на несколько слоев. Пришли к выводу, что материал состоит из ворсинок. Это доказало, что валенки сделаны из овечьей шерсти.
Для следующего эксперимента взяли два снежка. Один снежок оставили на столе, а другой завернули в салфетку и положили в валенок. Через некоторое время дети увидели, что снежок на столе растаял, а снежок в валенке только подтаял. Сделали вывод: валенок не пропускает к снежку комнатное тепло, поэтому он и не тает. Значит, валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод. Вот наши ножки и не мерзнут.
Также провели эксперимент на водопроницаемость. Дети опустили валенок в емкость с водой и увидели, что валенок промок. Сделали вывод: валенки пропускают воду, поэтому на них одевают резиновые колоши в сырую погоду.
Следующим этапом экспериментальной деятельности стало окрашивание войлочного материала. Выяснили, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов.
Дети с большим интересом проводили эксперименты и делали выводы.
Станция «Чудо дерево».
В группе «Буратино» детям предложили посмотреть мультфильм об изготовлении валенок. Вспомнили произведение К. И. Чуковского «Чудо дерево». Педагоги привлекли внимание детей к «Чудо дереву», на котором были развешаны декоративные валенки.
Воспитанники тоже захотели украсить валенки и развесить их на «Чудо дерево». Ребята декорировали войлочные силуэты валенок бисером, пуговицами, цветными шнурками, декоративной проволокой.
Великолепное получилось дерево!
Станция «Нотка».
В музыкальном зале была организована развлекательная программа. Дети исполнили песню «Валенки», станцевали «Кадриль», спели частушки о валенках.
Музыкальный руководитель провел подвижные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота». Дети соревновались в ловкости и быстроте реакции в эстафете «Скачки».
За артистичность, быстроту и ловкость дети получили сувениры — стилизованный валенок.
Станция «Юные дизайнеры».
В группе «Дюймовочка» организовали художественно-эстетическую деятельность. Воспитатели представили презентацию на тему «Русский валенок», с целью расширить знания детей о валенках. Проводилась дидактическая игра «Продолжи узор», в которой дети раскладывали узор на валенке в определенном порядке.
Ребятам предложили для самостоятельного творчества шаблоны валенок из цветного картона, геометрические фигуры из цветной бумаги, разноцветные салфетки, цветные нитки. Дети, как маленькие дизайнеры, с большим интересом проявляли свои творческие способности. В конце мероприятия организовали выставку готовых работ.
После возвращения детей в свои группы, они рассказали, где были, что делали и чувствовали, понравилась ли им такая форма организации работы. С этой целью использовали рефлексивный круг и в другие режимные моменты.
Всем участникам «Клубного часа»: детям и педагогам первый опыт очень понравился, вызвал море положительных эмоций.
Педагогическим коллективом было принято решение использовать инновационную образовательную технологию в работе с дошкольниками систематики.
Литература:
- Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. Праздник русского валенка // Журнал «Воспитатель», № 4, 2008 г., С. 70–75.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и др. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Струкова Л. М. Гришаева Н. П. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217