В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при вступлении во взрослую жизнь. Описываются формы и методы гендерного воспитания, апробированные на практике.
Ключевые слова: дошкольный возраст, гендерное воспитание, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерная самоидентификация, гендерная принадлежность
Формирование личности во многом зависит от того, сколь успешно проходит гендерное воспитание, включающее создание представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить их в своем поведении, а также предпочтений и интересов, специфичных для того или другого пола. Это уверенность в себе, определенность личностных установок и, в конечном счете, эффективность общения с детьми противоположного пола. Важно в ранние годы заложить основы женственности и мужественности. Это определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в ходе воспитания и обучения мальчиков и девочек.
Мальчики и девочки настолько несхожи, что требуют существенных различий в воспитании. С момента рождения мальчики и девочки по-разному воспринимают мир.
Общение мальчиков и девочек предстает как особая модель социального поведения, которая отражает систему представлений о своем образе, проявляющуюся в разных ситуациях, в деятельности, в формах взаимоотношений мальчиков и девочек, обусловленных гендерными эталонами.
Анализ показывает, что в системе общего образования, несмотря на прогресс в области применения гендерного подхода в воспитании, в ряде аспектов общее образование по-прежнему остается «мужским», т. е. ориентированным на специфику развития воспитуемых мужского пола, на достижение более высокого социального статуса.
Отсюда проистекает несоответствие между учебными успехами девочек и их карьерными достижениями во взрослой жизни. Гендерная асимметрия в образовании сказывается на планах современных девочек — они снижают уровень своих социальных и профессиональных притязаний. При этом отмечается, что преобладание женщин среди учителей (женщины составляют 85,7 % их общего числа) в немалом числе случаев препятствует выработке у девочек ориентации на важную социальную роль женщин, на карьеру, и направляет на патриархальные ценности — выполнение ролей супруги, матери семейства, домохозяйки. Это случается по той причине, что личность женщины-учителя тоже представляет собой результат гендерной социализации, и большинство из них не отдает себе отчета в предвзятом отношении общества к судьбе девочек и к социальным функциям женщин.
Пол — черта биологического строения человека. Гендер – социокультурная «надстройка» над анатомией и физиологией. Гендерные различия создаются через систему социализации воспитывающую неодинаковые навыки и личностные черты у девочек и мальчиков, гендерно-ориентированное разделение труда, принятые в социуме культурные нормы, статусные и позиционные роли, гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, устойчивые для данного социума в данный культурно-исторический период понятия о нормативном поведении мужчин и женщин, набор расхожих представлений о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.
Гендерные стереотипы возникают на жизненном пути ребенка с момента рождения. Форма и цвет одежды, игрушки и игры, которые предлагаются детям, различаются в зависимости от пола и формируют неодинаковые черты характера у девочек и мальчиков. Всё это сопровождается комментариями: «Не реви, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления у мальчиков эмоциональности; «Будь послушной и тихой, ты же девочка!», что формирует у девочек покорность. Тот факт, что гендерные стереотипы различаются в разных культурах, часто не находит должного понимания. Упомянутые стереотипы, будучи устойчивыми, продолжают сохраняться и тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин исторически изменяется.
Гендерная идентичность — это глубинное ощущение принадлежности к тому либо другому биологическому полу и социокультурному гендеру, самосознание представителя этого пола в социальном окружении.
Гендерная идентичность, в отличие от биологического пола, не наследуется биогенетически. Она формируется у ребенка во взаимодействии с родными людьми и с более широким окружением. Возникновение гендерной идентичности происходит в 3 этапа:
1) дитя получает сведения о том, что есть два пола,
2) дитя относит себя к одному из них;
3) на базе самоопределения дитя организует свое поведение, избирая и предпочитая определенные его формы.
Определение гендерной принадлежности берет свое начало на втором году жизни и прочно закрепляется на третьем. К трем годам ребенок четко различает и усваивает свою гендерную специфику и, кроме того, вполне отчетливо идентифицирует пол окружающих.
К концу дошкольного периода формирование гендерной идентичности обычно завершается, но в ее основе часто лежат внешние признаки: мальчики не носят платья и коротко стригутся; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трехлетка не исключает возможности смены пола путем изменения стрижки или одежды.
Дошкольник может не понимать, в чем состоят основные различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Более значимые половые признаки (такие, как эмоциональная привязанность, гендерно-маркированные черты характера, интересы, деятельность, физиологические свойства) большинству (70-ти процентам) детей этого возраста неведомы.
В науке нашей эпохи различаются конституциональные и социокультурные аспекты мужского и женского начал. Гендер находится под постоянным влиянием культурных норм, которые устанавливают, что должны делать мужчины, а что — женщины, и информационного воздействия — внушения того, насколько велики различия женщин и мужчин.
Гендерная принадлежность ребенка — существенный фактор его развития и общественного поведения.
Всякий субъект эволюционирует как представитель того или другого пола. Родившись мальчиком или девочкой, ребенок в ходе социализации интериоризует систему правил, норм, моделей поведения, приближающих его к кодифицированным в данном социуме паттернам мужского или женского, определяет развитие соответствующих личностных свойств. Таким путем ребенок приобретает принадлежность к своему гендеру.
Самой важной стадией для гендерной социализации является дошкольный возраст, т. к. в этой стадии возникают и развиваются наиболее существенные качества личности. По данным нейрофизиологии и нейропсихологии, различия в строении и функционировании головного мозга детерминируют специфику психологического развития воспитуемых разных полов. Мозг мальчиков и девочек эволюционирует в разном темпе, в разные сроки и в разной последовательности.
Те зоны левого полушария, которые ответственны за речь и логическое мышление, у девочек развиваются раньше, чем у мальчиков. Из-за этого у них до достижения возраста юности превалирует образно-чувственная область.
В научной литературе отмечаются следующие зоны различий между девочками и мальчиками: в когнитивных стратегиях и путях формирования когнитивных функций, скорости и методов обработки и усвоения поступающей информации; в управлении вниманием; в формах активизации эмоций; в мотивах деятельности; в используемых критериях оценки достигнутого; в поведенческих паттернах.
Приведем данные нашей практической деятельности по гендерному воспитанию детей, относящихся к возрастной группе старших дошкольников. Материал, представленный в статье, может применяться воспитателями детских садов в гендерном воспитании детей указанного возрастного периода.
Формирование гендерной культуры детей начинается со шкафчиков: на шкафах мальчиков и девочек размещаются неодинаковые картинки. Большое внимание мы уделяем селекции игрового материала и аксессуаров игровых занятий мальчиков и девочек. Интерьер, в котором дошкольники проводят время, начиная со стен, мебели и кончая игрушками, становится для них своего рода окном в мир.
С девочками мы обсуждаем особенности интерьера в игровом уголке и решаем, где они намерены хранить белье, наряды, посуду, «пищевые продукты» и прочие предметы-заместители.
Для дошкольниц используются такие игры, как «Домино для девочек», «Рукодельница», «Модельер-стилист»; девочки играют в них с большим удовольствием.
Работая с мальчишеским контингентом, мы обсуждаем игрушечный «автопарк» и набор игрушечных инструментов для юных «автомехаников». Во многих семьях есть автомобили, поэтому мальчики охотно манипулируют игрушечным полицейским жезлом.
Для игровой деятельности детей мы обновляем и пополняем сюжетно-ролевые игры «Больница», «Ателье», «Парикмахерская», «Магазин».
Взрослые зачастую не одобряют шумные игры мальчиков. Однако мы принимаем во внимание, что мальчикам требуется обширное игровое пространство, что, играя, они физически развиваются, тренируются в регулировке своей силы, расходуют физическую энергию. По этой причине мы не препятствуем этим играм, а только направляем их правильное русло. Мы приобрели дротики, боксерские перчатки, игровые наборы с правилами, рассчитанными на развитие ловкости и меткости (такие игры, как «Домино для мальчиков», «Лото для мальчиков», «Юный рыболов»). Обретению практического опыта гендерно-ориентированного поведения в хозяйственно-бытовой сфере помогают трудовые задания, тоже распределяемые сообразно полу — мальчики выполняют поручения, связанные с использованием физической силы, а девочки — с прилежанием и аккуратностью.
Особенно пристальное внимание мы уделяем детской литературе. Во многих книгах для детей фигурируют образы деда, бабки, отца, матери, сына, дочери. Юные героини сказок характеризуются наличием ума, настойчивости, находчивости, а юные герои народных сказок — это, как правило, рачительные и прилежные помощники взрослых в хозяйстве и в быту.
Постичь сущность женского и мужского начал можно, если тщательно проанализировать «женские» и «мужские» сказки. Так, для девочек важны сказки «Морозко», «Золушка», «Лебеди» и др., в которых героине даются определенные поручения — перебрать крупу, испечь хлеб, сшить платье, навести порядок в избе и т. п. — требующих от нее ловкости, умений, интеллекта, но не применения физической силы.
Информирование детей ориентировано на снабжение дошкольников знаниями о противоположном поле, о мужских и женских профессиях, о бытовой и этической культуре, о традициях народного воспитания.
Мы принимаем во внимание, что девочки обычно более восприимчивы к стимулам, ориентированным на аудиальное восприятие, тогда как мальчики не столь хорошо воспринимают информацию на слух; для них предпочтительно использование визуальных средств. Поэтому в ходе обучения мы не только вербально воздействуем на детей, но и активно применяем наглядную демонстрацию, а также задействуем тактильный канал восприятия, позволяя детям трогать и держать предметы в руках, и сочетаем информирование с движением.
Занятия рисованием способствуют эволюции гендерной самоидентификации у ребенка, управляют его эмоционально- смысловым поведением.
Ориентация на соответствие своему гендеру оказывает воздействие на тематику детских рисунков: мальчики изображают шоссе с гоночными машинами, летящие в небе самолеты и вертолеты, плывущие по морю корабли, строительство зданий, боевые действия. Что касается девочек, они изображают нарядно одетых принцесс, букеты цветов, цветущие сады, разного рода узоры, мам с колясками.
Завершая описание, отметим, что на основе изложенных принципов нами был составлен перспективный план работы по гендерному воспитанию старших дошкольников, в котором сформулированы задачи и методы работы с дошкольниками; к числу форм работы относятся беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение вслух детской литературы, дидактические игры, изобразительное творчество детей.
Формирование у детей гендерной самоидентификации и привитие правильных гендерных стереотипов способствует их успешной социализации при вступлении во взрослую жизнь.
Литература:
- Климина Л. В. Гендерный подход к образованию дошкольников // Дошкольная педагогика. № 3. 2012. С. 24–32.
- Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе // Дошкольная педагогика. № 2. 2012. С. 39–45.
- От рождения до школы: примерная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 48 с.
- Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. № 4 (2). 2013. С. 453–456.
- Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. № 2. 2013. С. 14–20.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013. № 1155.