Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 16439 раз

Библиографическое описание:

Салдаева, Е. Н. Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы / Е. Н. Салдаева, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41704/ (дата обращения: 18.12.2024).



Один из современных способов организации познавательной деятельности дошкольников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организации образовательной ситуации «открытия» нового знания в старшей группе общеразвивающей направленности СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Подбельск.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания, дошкольники

Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО).

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно-деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Представим опыт работы по организации образовательных ситуаций в старшей группе общеразвивающей направленности СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Подбельск.

Технология «Ситуация» используется педагогами нашей образовательной организации на занятиях познавательного и речевого развития. Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая). В настоящей статье рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания.

Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются:

− расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания,

− формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.

Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление. Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в практике образовательной деятельности дошкольников.

Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у дошкольников внутренней потребности включения в деятельность. Далее происходит плавный переход к сюжету занятия и постановка «детской цели», которая не имеет ничего общего с программными задачами. Эта цель может быть связана с сиюминутными желаниями детей — поиграть, а так же, и важная для других — помочь кому-либо. В конце этапа вопросами «Хотите?», «Сможете?» формируем уверенность детей в собственных силах.

Приведем примеры.

1) Вид деятельности: коммуникативная (Развитие речи). Тема: такие разные слова.

− Ребята, а вы любите играть? А во что вы любите играть больше всего? А как вы думаете, можно ли играть со словами? Хотите поиграть со словами? А сможете?

2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов.

− Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу? Что можно там делать? Вы когда-нибудь собирали гербарий? У меня есть один знакомый мальчик, Ваня, он учится в первом классе. Ему задали собрать гербарий, но он боится, что сам не справится и просит нас помочь ему. Хотите помочь Ване? А сможете?

3) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: На лугу, в лесу, в саду.

− Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, а где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся что цветы завянут и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете?

Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.

Приведем примеры.

1) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: обитатели живого уголка. Цель: актуализировать знания о домашних питомцах.

− Ребята, Сережа помогал своей тете в зоомагазине, он чистил клетки. На клетках висели фотографии домашних питомцев, и он снял их, чтобы не испачкать. Но его младшая сестренка Оленька случайно порвала эти фотографии. И Сережа просит нас собрать вместе части фотографий, чтобы он мог их склеить. (Дети собирают разрезные картинки с изображением домашних питомцев и проговаривают, чью фотографию они собрали).

2) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: сравнение групп предметов. Знак ≠ («не равно»). Цель: актуализировать знания о сравнении равных групп предметов.

− Ребята, у доктора Айболита 2 палаты. В одной лежат животные холодных стран, а в другой — животные жарких стран. Нужно расставить стаканы с лечебным соком на 2 подноса так, чтобы на подносах получились равные группы стаканов. (Дети раскладывают прямоугольники на 2 «подноса», сравнивая их по цвету и размеру).

− Покажите доктору, что группы стаканов на подносах равны. (Дети с помощью счетных палочек выкладывают между подносами знак =).

Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» Приведем примеры.

1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы.

Перед каждым ребенком лежит рисунок, на котором изображены три полки с товарами: на одной — товары желтого и красного цвета, на другой — круглые и квадратные, а на третьей — большие и маленькие. Воспитатель просит детей-продавцов написать значком (условным знаком), какой товар находится на полке. Дети в затруднении.

− Смогли записать?

− Не смогли.

− Почему не смогли?

− Не знаем значка, который обозначает цвет, форму и размер. (Перед этим дети вспоминали, что они знают знак, обозначающий количество — цифру).

− Значит, что нам нужно узнать?

− Значки, которыми обозначают цвет, форму и размер.

2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду.

Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну — садовые, в другую — луговые, в третью — лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении.

− Смогли помочь продавцу?

− Не смогли.

− Почему не смогли?

− Не знаем, где растут эти цветы.

− Значит, что нам нужно узнать?

− Где растут эти цветы.

Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому. В конце этапа «новое» знание обязательно фиксируется детьми в речи или с помощью знаков. Приведем примеры.

1) Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: свойства предметов и символы. Дети предлагают способ открытия нового знания — придумать самому. Воспитатель выслушивает все предложения и тактично подводит к тому, что цвет будем обозначать цветным пятнышком, форму — незакрашеной геометрической фигурой, а размер — большим и маленьким деревом.

После того как дети обозначат значками товары на полках, воспитатель предлагает проверить себя с помощью образца в рабочей тетради, где расположена таблица свойств предметов. Дети понимают, что они «придумали» правильно, возникает ситуация успеха. По таблице еще раз проговаривается способ обозначения свойств предметов.

2) Вид деятельности: познавательная (Ознакомление с миром природы). Тема: на лугу, в лесу, в саду. Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д. Все справились, возникает ситуация успеха.

Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно — воспроизводящей деятельности). Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально.

Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.

− Вам удалось помочь доктору Айболиту, потому что вы узнали как сравнивать группы предметов и знак «не равно».

− Почему сумели помочь Сереже?

− Потому что мы узнали о домашних питомцах и способы ухода за ними.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Литература:

  1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. (Методические рекомендации, часть 3), М: Ювента, 2011, 208 с.
  2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2007, 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Вид деятельности, мир природы, деятельность, знание, свойство предметов, Сереж, ситуация, цвет, цветок.


Ключевые слова

дошкольное образование, дошкольники, образовательные области «Познавательное развитие», «Рече-вое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания

Похожие статьи

Специфика работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками

Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к...

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Формирование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в игровой деятельности

В статье раскрываются некоторые особенности применения эффективных педагогических технологий в практической работе с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии. Представлено авторское понимание специфики внедрения инклюзивного образования ...

Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»

В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Похожие статьи

Специфика работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками

Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к...

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Формирование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в игровой деятельности

В статье раскрываются некоторые особенности применения эффективных педагогических технологий в практической работе с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии. Представлено авторское понимание специфики внедрения инклюзивного образования ...

Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»

В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Задать вопрос