Формирование у младших школьников умения оперировать суждениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Смородинова, Л. В. Формирование у младших школьников умения оперировать суждениями / Л. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41714/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития логического мышления младших школьников на примере формирования умения оперировать суждениями.

Ключевые слова: логическое мышление, суждения

Развитие логического мышления младших школьников в процессе освоения учебного материала невозможно без сформированного умения оперировать суждениями.

Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств о состоянии, виде деятельности, или об отношениях между предметами. [1]

С педагогической точки зрения, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых учащийся последовательно, обоснованно излагает свои мысли. Суждение — это умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в его истинности или ложности. Следовательно, развитию логических суждений требуется уделять особое внимание в организации учебного процесса потому, что овладение этой операцией, является необходимым условием успешного освоения материла в начальной школе.

Учащиеся начальных классов часто выполняют операции над суждениями объективно неверно. Это приводит к ошибкам в обобщениях и в получении конкретных результатов. Это вызвано следующими причинами.

Во-первых, суждения являются действиями сложными по структуре. Необходимо знать их структуру и последовательность операций для их верного выполнения. Но дети часто не осознают не только структуру названных действий, но и тот факт, что они выполняют операции над суждениями, выполняют эти действия интуитивно.

Во-вторых, учителя часто не могут выявить необходимые структуры суждений при выполнении заданий. Следовательно, они не в состоянии обучить этим структурам детей.

Простое суждение (атрибутивное) — это суждение о принадлежности предметам свойств, а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены следующие структурные элементы—субъект, предикат, связка, квантор.

Субъект суждения — это понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).

Предикат суждения — понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении (логическое сказуемое).

Логическая связка— мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире, или простым согласованием слов

Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п. [1];

В суждении «Некоторые числа не являются четными» субъектом является понятие «число», предикатом — понятие «четное», кванторным словом «некоторые», связка выражена словом «являются»

Сложные суждения состоят из ряда простых каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D, a, b, c,). Суждение «Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края» – сложное, состоящее из трех простых суждений.

В зависимости от способа образования различают конъюнктивные (А и В), дизъюнктивные (А или В), импликационные (если А, то В), эквивалентные (А тогда и только тогда, когда В) и отрицательные суждения (не А).

Суждение, содержащее новое знание, может быть получено посредством преобразования некоторого суждения. Поскольку исходное (преобразуемое) суждение рассматривается как посылка, а новое, полученное в результате преобразования суждения — как заключение, умозаключения посредством преобразования суждений называются непосредственными. К ним относятся: превращение, обращение, противопоставление предикату.

Преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется превращением. Например:

Утверждение А: все квадраты являются прямоугольниками.

Утверждение С: ни один квадрат не является прямоугольником.

Утверждение А является истинным, а превращенное утверждение С — ложным.

Преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат — субъектом заключения, называется обращением.

Преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом — субъект исходного суждения, называется противопоставлением предикату.

Противопоставление предикату может рассматриваться как результат превращения и обращения.

Широко распространенным видом опосредованных умозаключений является простой категорический силлогизм — умозаключение об отношении двух крайних терминов на основании их отношения к среднему термину. Вывод получается из двух категорических суждений.

Все ромбы (S) являются параллелограммами (Р)

АВСД (S) — ромб (Р)

АВСД (S) является параллелограммом (Р)

Простой категорический силлогизм состоит из трех категорических суждений, два из которых являются посылками, а третье — заключением.

Полисиллогизмом называются два и более простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из силлогизмов становится посылкой следующего за ним.

Например: Докажите, что 378 — четное число.

Рассуждения детей:

1 посылка. Числа, которые делятся на 2 — четные.

2 посылка. Числа, оканчивающиеся на 0, 2,4,6,8 — делятся на 2.

Заключение к 1 посылке. Значит, числа, оканчивающиеся на 0,2,4,6,8 — четные.

2 посылка. 378 оканчивается на 8.

Заключение. 378 — четное число.

Анализ содержания начального курса математики показал, что в начальной школе используются все описанные виды суждений.

Задание на формирование умения оперировать суждениями

  1. Рассмотрите рисунки и укажите верные суждения.

img9

− все четырехугольники светлые;

− некоторые четырехугольники прямоугольники;

− все треугольники светлые;

− все треугольники темные.

  1. Даны суждения «На улице идет дождь» и «Тротуар мокрый». Сформулируйте суждения со словами «или», «и», если…,то», «не».
  2. Среди следующих суждений укажите верные?

− Все Сережины одноклассники играют на гитаре. Значит, все гитаристы учатся в Сережином классе.

− Все числа, кратные 10, делятся на 5.Следовательно, все числа, делящиеся на 5, кратны 10.

  1. Сделайте правильный вывод, если это возможно:

1) Все квадраты — прямоугольники. Трапеция — не прямоугольник. Следовательно, …

2) Простые делители имеют только два делителя. Число 17 имеет только два делителя. Значит, …

3) Все прямоугольники являются четырехугольниками. Квадрат — четырехугольник. Значит, …

Сказанное означает, что суждения должны быть специальными объектами изучения детьми. Однако анализ учебников и школьная практика показали, что традиционная методика специально не ориентирует учащихся на овладение оперированием над суждениями.

Литература:

  1. Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. М.: Новая школа, 1995. – 416 с.
  2. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  3. Лысогорова Л. В., Кочетова Н. Г., Зубова С. П. Реализация принципа обучения математике на повышенном уровне трудности. В сборнике: Научные проблемы образования третьего тысячелетия VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2013. С. 109–114.
  4. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): суждение, предикат, исходное суждение, логическое мышление, преобразование суждения, начальная школа, простой категорический силлогизм, утверждение А, формирование умения, четное число.


Похожие статьи

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Развитие предпосылок логического мышления

В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.

Формирование у первоклассников умения рассуждать в обучении математики

В статье раскрывается смысл формирования умения рассуждать в обучении математики на примере первоклассников, предлагаются примеры заданий на рассуждение.

Решение нестандартных задач по физике как фактор развития эвристического мышления обучающихся

В статье автор рассматривает проблему формирования творческого мышления обучающихся на занятиях по физике средствами решения нестандартных задач.

Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями

В статье авторы пытаются показать, что работа с понятиями на уроках английского языка дает возможность четко формулировать свои мысли.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством плоскостного конструирования

В данной статье я хочу акцентировать внимание на плоскостном конструировании и его влиянии на развитие логического мышления при подготовке к школе.

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Похожие статьи

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Развитие предпосылок логического мышления

В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.

Формирование у первоклассников умения рассуждать в обучении математики

В статье раскрывается смысл формирования умения рассуждать в обучении математики на примере первоклассников, предлагаются примеры заданий на рассуждение.

Решение нестандартных задач по физике как фактор развития эвристического мышления обучающихся

В статье автор рассматривает проблему формирования творческого мышления обучающихся на занятиях по физике средствами решения нестандартных задач.

Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями

В статье авторы пытаются показать, что работа с понятиями на уроках английского языка дает возможность четко формулировать свои мысли.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством плоскостного конструирования

В данной статье я хочу акцентировать внимание на плоскостном конструировании и его влиянии на развитие логического мышления при подготовке к школе.

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Задать вопрос