В данной статье представлен опыт использования виртуальных экскурсий для формирования у дошкольников целостной картины мира.
Ключевые слова: виртуальные экскурсии, познавательное развитие, повышение интереса детей к занятиям
Познавательная активность дошкольников — одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день.
Благодаря активности и деятельности человека, возможно, его взаимодействие с окружающим миром.
Информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение в условиях быстро меняющегося мира.
Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Использование интерактивных технологий в дошкольном учреждении является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников.
Создание единого информационного пространства является основной целью внедрения интерактивных технологий в дошкольном учреждении.
Педагогами нашего ДОУ в процессе работы с воспитанниками активно используются информационные технологии, интернет ресурсы.
Виртуальная экскурсия является одной из эффективных форм использования информационных технологий в ДОУ.
Выбор нами был сделан не случайно, так как экскурсия является наиболее значимыми инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения. В связи с этим на первый план выдвигается использование нового вида экскурсий — виртуальных.
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников.
По своей сути, виртуальная экскурсия, в отличии от традиционной экскурсии, имеет ряд. Воспитатель, исходя из выбранной темы, сам может подобрать материал, который будет доступен и понятен детям дошкольного возраста, продумать необходимый маршрут.
Кроме этого преимуществом является возможность повторного просмотра.
Погодные условия могут помешать проведению традиционной экскурсии, тогда как в случае виртуальной демонстрации, они не являются помехой и не мешают реализовать намеченный план.
Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки.
Воплощая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги нашего ДОУ составляют определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.
Остановимся на наиболее важных «шагах» на которые стоит обратить внимание при создании виртуальной экскурсии — это:
− определение цели и задач экскурсии;
− выбор темы. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
− отбор литературы и составление библиографии;
− отбор и изучение экскурсионных объектов;
− сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
− составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
− подготовка текста экскурсии;
− показ экскурсии.
Педагоги во время подготовки экскурсии активно проводят предварительную работу с родителями.
Обсуждая с родителями темы экскурсии, определяется какой видео, аудио, фотоматериал может быть ими предоставлен для использования в данном виде деятельности.
В итоге создается видеотека из личных семейных видеозаписей и фотографий. На основе полученного материала педагоги составляют маршрут экскурсии, подготавливают текст экскурсии.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми, в ходе которой ставятся цели и задачи экскурсии.
Для активизации деятельности детей во время просмотра виртуальных экскурсии педагоги используют прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии, таким образом, активизируется познавательная активность дошкольников.
При составлении текста виртуальной экскурсии необходимо помнить о том, что он должен быть кратким, лаконичным и соответствовать видео, или фотоматериалу.
Как любая образовательная деятельность виртуальная экскурсия предполагает подведение итога, в ходе которого делаются выводы, обобщения.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогают разнообразить использование викторин, игр, конкурсов, соревнований. Это позволяет сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволяет использование музыкального сопровождения, художественных образов.
В каждую экскурсию мы стараемся вставить практическую, продуктивную деятельность, в процессе которой педагоги учат ребят сделать что-то своими руками. Чаще всего это рисунки, поделки, аппликации. Эти работы мы затем выставляем в раздевальных помещениях, оформляем выставки для родителей.
Главной целью этой работы является формирование у детей представлений об окружающем его мире людей, животных, птиц, социальной действительности. Согласитесь, что на обычной экскурсии нельзя встретить лису или медведя, рассмотреть экзотическую птицу, или рыбу, а рассматривание картинок уже стало банально.
Использование виртуальных экскурсий позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности. Кроме того, способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Литература:
- Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011.
- Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.
- «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».