Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4 класса «Мы — дети родной земли») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 759 раз

Библиографическое описание:

Тарабарина, Е. Ю. Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4 класса «Мы — дети родной земли») / Е. Ю. Тарабарина, Н. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41718/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья отражает достоинства применения информационных технологий на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: информационные технологии, урок окружающего мира

Современному ребенку несомненно повезло, он живет в веке высоких компьютерных технологий. Каждый из нас хорошо понимает, что информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. На просторах интернета можно узнать практически обо всем, стоит лишь кликнуть мышкой и вам доступна любая информация: видеоролики и аудиозаписи, картины и текстовая информация. Итак, меняются дети, должны меняться и взрослые, в большей степени учителя. Современный учитель должен быть информационно подкован. Он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, образовательные ресурсы Интернета, видео и аудиотехника и др. Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира бесспорна. Особенно, если дело касается 4 класса. Темы, представленные авторами учебников обширные, сложные для восприятия, но в тоже время очень интересные. Порой, учитель, открывая учебник, приходит в недоразумение: как всю информацию вместить в один урок? Так было и со мной, когда на практике в школе мне досталась тема «Мы — дети родной земли» (4 класс «Окружающий мир» Плешаков А. А., Новицкая М.Ю). Когда я увидела содержание текста учебника, у меня просто упало настроение: как рассказать детям о народах России? Как сделать так, чтобы урок не превратился в лекцию? Как активизировать интерес к данной теме? — вот такие вопросы встали передо мной. На помощь пришел интернет.

Сначала я проанализировала теоретическую часть, затем составила краткий конспект, а затем внесла туда информативные ролики, которые нашла на сайте https://www.youtube.com/user/multirussia и в итоге получился хороший интересный урок.

«Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России. Страна производства — Россия. Короткометражные мультфильмы в интересной и увлекательной форме помогли мне провести урок, сделать его интересным и запоминающимся. Также я разработала мультимедийные презентации по теме, дополнительный материал для самостоятельной работы учеников — все это помогло мне и моим ученикам справиться с заданием, которое, на первый взгляд, казалось невыполнимым.

Ниже предлагаю фрагмент моего конспекта урока.

Этап урока

Содержание

Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

− Ребята, в начале нашего урока я хочу показать вам видеоролик. «Россия — многонациональное государство». https://www.youtube.com/watch?v=5_24EzQZhXg

− Как вы поняли о чем он?

− Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данное видео?

− Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

− Откройте учебник на странице 102. Прочитайте тему урока. (Мы — дети родной земли).

Да, вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми народами России.

Работа по теме урока. Рассказ учителя сопровождается презентацией. Республика Карелия.

− Первый народ с которым мы с вами познакомимся это карелы, которые проживают в республике Карелия. В европейской части нашей страны.

− «Кору ела» от этого словосочетания, по одной из версий, пошло название республики Карелия. Земли в этих краях скудные и каменистые, пшеницы не вырастишь, поэтому в древности, когда пекли хлеб, вместо пшеницы добавляли тёртую кору. Вот оттуда и пошло название.

− Карелию называют страной тысячи озер. Их насчитывают 63000, так же очень много рек и болот. Самые крупные из них это Ладожское и Онежское.

− Еще одной достопримечательностью этой республики является музей деревянного зодчества Кижи. Кижи — остров на онежском озере, но известно это имя не островом, а расположенном на нем памятником деревянного зодчества России. Музей Кижи состоит не только из нескольких церквей, это самый настоящий ансамбль древних деревянных построек (мельницы, дома, святилища). Многие из построек отлично сохранились до нашего времени и это еще больше добавляет изумления, как такие деревянные конструкции до их пор так хорошо выглядят.

− Заповедник Кивач. Старейший заповедник Карелии. Заповедник является высшей формой природоохранной территории. Здесь запрещено собирать грибы и ягоды, разводить костер и, тем более, рубить лес, охотиться и ловить рыбу. Кивач является старейшим заповедником Карелии. Он основан в 1931 году. Территория его занимает около ста квадратных километров. В основном она покрыта смешанным лесом, в котором преобладают ель и сосна. Главной достопримечательностью заповедника является, конечно же, водопад. Высота которого составляет почти одиннадцать метров.

− Вдоль лесных озёр карелы и строили свои дома. Дома у них особенные: большие, высокие. (на слайде)

− Был у карел старинный обычай — при заселении в новый дом хозяйка, переступив порог, подбрасывала петуха. Считалось, что это сулит долгую и благополучную жизнь.

− Любимым блюдом карел была и остается уха — каларуока. Уху обычно готовят из нескольких видов рыбы. К ней добавляют много разных компонентов: картошку, перловую крупу, иногда даже мох и березовые почки. Гостей карелы обязательно угощают калитками. Это открытые пирожки, чаще с начинкой из картофеля, пшённой или манной каши.

− Более 50 % — леса. Так как Карелия находится в лесной зоне. Четверть российской бумаги производят здесь.

− Так как Карелии много озер и лесов, то основными занятиями у них являются, конечно же, рыболовство, так же добывание руды из которой плавили железо и бортничество (собирали мёд).

− Наше путешествие по Карелии закончилось. Итак, проверим, что вы запомнили. Какая столица республики Карелия?

− Ответьте на вопросы:

− От какого словосочетания произошло название республики?

− Как по-другому называют Карелию?

− Назовите самые крупные.

− Какие достопримечательности есть в этой республике?

− Молоды! Хорошо запомнили!

Рассказ учителя сопровождается презентацией. Республика Коми.

− Теперь мы с вами отправляемся в другую республику, не менее интересную — республику Коми. (повесить на доску народный костюм).

− Её площадь = 415 тыс.км2, что сравнимо с территорией Франции и в два раза больше Великобритании. Столица — Сыктывкар. Реки: Печора — одна из длинных и чистых рек Европы, Мезень – самая чистая в Европе.

− Визитная карточка республики — столбы Мань-Пупу-Нер. В 2008 году признан одним из самых интересных объектов страны и вошел в список 7 чудес России.

− 73 % занято лесами. Не зря Республику Коми называют — «Лёгкие Европейского Севера». Здесь находятся девственные леса. (видеоролик). Традиционной пищей коми были продукты, которые человек мог добыть, собрать или взрастить.

− А сейчас посмотрите видеоролик. «Мульти-Россия — Республика Коми» https://www.youtube.com/watch?v=hGCJIAVqChw

− Вот мы с вами познакомились со второй республикой. Напомните ее название?

− Какие реки там есть?

− Какие достопримечательности запомнили?

Рассказ учителя сопровождается презентацией.

Республика Удмуртия.

http://www.izhevskmaps.ru/images/stories/images5/udmurtia31.jpg

− А теперь отправляемся с вами в республику — Удмуртию.

− «Человек с Вятки» — так переводится слово «удмурт». Вот уже несколько веков удмурты живут в междуречье рек Камы и Вятки. Здесь и находится республика Удмуртия.

− Столица — город Ижевск.

− Неофициальное название Удмуртии — «Родниковый край». Их там огромное количество.

− А теперь посмотрите видеоролик о этой чудесной республике. «Удмуртская республика» https://www.youtube.com/watch?v=JtkxIiu711U

− Что узнали из ролика?

− Какие известные люди были родом оттуда?

− Назовите столицу Удмуртии?

− Вот мы с вами и познакомились с тремя республиками, которые входят в состав нашей России.

Литература:

  1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 4 класс. Ч. 1. — М., Просвещение, 2013.
  2. www.youtube.com
Основные термины (генерируются автоматически): Карелия, республика, Россия, Удмуртия, урок, Кижи, окружающий мир, рассказ учителя, Республика Коми, родная земля.


Ключевые слова

информационные технологии, урок окружающего мира

Похожие статьи

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование информационных технологий на уроках математики

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Современные образовательные технологии на уроках физики

В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.

Информационная безопасность современного школьника

Статья посвящена проблеме незащищенности школьников при использовании современных информационных технологий. Описаны проблемы безопасности работы детей в сети Интернет.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Использование ИКТ-технологий в деятельности учителя начальных классов

Информационные технологии — это неотъемлемая часть современного мира. Применение ИКТ в учебной практической деятельности учителя начальных классов позволяет задействовать разнообразные формы донесения информации (знаний), ИКТ участвуют в развитии нео...

Использование информационных технологий на уроках математики

Данная статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроках математики.

Похожие статьи

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование информационных технологий на уроках математики

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Современные образовательные технологии на уроках физики

В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.

Информационная безопасность современного школьника

Статья посвящена проблеме незащищенности школьников при использовании современных информационных технологий. Описаны проблемы безопасности работы детей в сети Интернет.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Использование ИКТ-технологий в деятельности учителя начальных классов

Информационные технологии — это неотъемлемая часть современного мира. Применение ИКТ в учебной практической деятельности учителя начальных классов позволяет задействовать разнообразные формы донесения информации (знаний), ИКТ участвуют в развитии нео...

Использование информационных технологий на уроках математики

Данная статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроках математики.

Задать вопрос