Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.
Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
− разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
− преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
− необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
− необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД). Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках литературного чтения.
Тема урока «В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович», УМК «Школа России», 3 класс.
- Упражнения общеучебного характера.
Вспомни, как найти нужную книгу вбиблиотеке:
Спросить у библиотекаря;
Посмотреть на выставке книг;
Посмотреть на полках;
Найти в каталоге;
Рассмотри обложку книги.
− Кто её автор?
− Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?
Как ты узнаешь очем книга? Выбери ответ:
− Прочитаю;
− Посмотрю оглавление;
− Подумаю над названием;
− Рассмотрю обложку;
− Рассмотрю иллюстрации;
- Упражнения логического характера
1) Определите жанр произведения:
2) Рассказ; стихотворение; русская народная сказка; литературная авторская сказка. Докажи.
3) Перечислите известные вам авторские сказки. Сравните: автора; героев; характеристику героев; события; конец сказки; язык сказки.
4) Как вы думаете, чем они отличаются от народных?
5) Есть ли у вас любимая сказка? Она авторская или народная? Объясните, почему именно она вам нравится больше других?
6) Опиши исравни Рукодельницу и Ленивицу, использую слова: трудолюбивая, капризная, добрая, ласковая, грубая, заботливая, скромная, самонадеянная, отзывчивая, невнимательная, неблагодарная. Докажи примерами из текста.
7) Как автор относится кРукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди примерами из текста.
8) Работа впарах: Составь сдругом диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»…
9) Предположи: Что произойдет, если… исчезнут все сказки?
- Упражнения на сферу применения
- Создание «Книжки — малышки» на уроках технологии;
- Создание «Памятки» о том, как написать отзыв о прочитанном произведении.
- Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации.
- Реши кроссворд (на заданную тему).
- Напиши отзыв о книге по схеме:
− Автор;
− Название произведения;
− Жанр (сказка, рассказ, стихотворение);
− Главные герои (описание характера; оценка поступков, речи);
− Тема и основная мысль;
− Запомнившийся эпизод, впечатление о произведении.
Успешное обучение вначальной школе невозможно без формирования умладших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Литература:
- Асмолов, Бурменская, Володарская — Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
- Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение 3 класс: учебник в 2 ч, М, Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М: Просвещение, 2011г.