Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, духовно-нравственное воспитание
Известная фраза «Мы все родом из детства» — как нельзя более подкрепляет нашу уверенность. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев на молодых листьях березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, которые позволяют быть успешными в социальном взаимодействии. Общество, государство, семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к Родине, труду как к самостоятельным ценностям.
Пункты 2.6. и 2.8 программы ФГОС дошкольного образования (14.11.2013 № 30384) инициировали тот факт, что коллектив МБДОУ ЦРР детский сад № 463 г. о. Самара, продолжая в рамках сложившихся традиций экспериментальную научно-исследовательскую деятельность, в 2014–2015 учебном году стал проектной площадкой по социально-коммуникативному направлению «Приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми». Творческая группа педагогов в составе Замысловой Л. Н., Ракинцевой Т. Ю., Авачевой Е. А., Пискуновой Н. В., Федосовой Л. В., Овсянниковой И. Л. и научного руководителя доцента СФ ГБОУ ВПО МГПУ Устюжаниновой Е. Н. после теоретической подготовки составила блок из 6 психодиагностических методик с целью отслеживания динамики психологических характеристик детей экспериментальной и контрольной групп.
Социально-коммуникативное развитие, в рамках которого происходит усвоение норм и правил взаимодействия с окружающими, должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Важнейшим аспектом при формировании личности ребенка является послушание. По мнению Л. С. Выготского, мнение о том, что ребенок через послушание овладевает своим поведением, неверно. Но, напротив, послушание возможно, когда ребенок научится овладевать своим поведением. Взрослый человек должен снабдить ребенка для этого определенными средствами и быть уверенным в том, что ребенок сможет использовать эти средства самостоятельно, то есть, что средства прошли хотя бы частичную интериоризацию [1]. Это означает, что близкие взрослые должны не только пройти с детьми обучение техникам послушания, но и обязательно отработать практические навыки с детьми.
Известные советские ученые Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев отмечают, что развитие мотивов поведения, усвоение норм и правил тесно связаны со становлением эмоциональной составляющей личности. Недостатки эмоционально-волевой сферы проявляются наличием у детей нравственно-этических проблем: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми [2].
Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. отмечают, что у дошкольников 5–6 лет изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание. Дети начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе, подчинять свое поведение этим нормам, у них появляются этические переживания. Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения [3].
Поэтому на начальном этапе эксперимента создание психолого-педагогических условий формирования у старших дошкольников первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений проводилось в рамках следующих мероприятий:
- Знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы (сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности преподносились через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения. Например, после прочтения сказки «Три поросенка», обсуждалась ситуация, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?». Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий служат сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. Дети сами могут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.
- Сочинение историй, сказок (процесс обучения творческий как для педагога, так и для ребенка, он был организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагоги предлагали детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформировали у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Ребята на конкретных примерах устанавливали несоответствие нормам поведения и решали, как его исправить, также дети сами придумывали небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.
- Игровое проектирование проблемных ситуаций (в этом случае была организована практическая деятельность, включались игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволили педагогам легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели строились в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.
Для осуществления тесной взаимосвязи всех близких взрослых, занятых образованием и воспитанием дошкольников, проведено родительское собрание в экспериментальных группах, на котором родители (законные представители) были ознакомлены с планом работы проектной площадки. Этот факт, в том числе, позволит им стать активными участниками образовательного процесса в течение всего эксперимента.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Литература:
- Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
2.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с. (Акад. пед. наук СССР).
3.Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.