В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в разных видах детской деятельности.
Ключевые слова: сказка, тематика, постановка вопроса, игровые упражнения, констатирующие, эмоциональные, творческие, социально-коммуникативное, ФГОС ДО
В рамках подготовки к ежегодному городскому методическому семинару «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников», на базе МБДОУ «Детский сад № 321» г. о. Самара, был разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст) с русскими, чувашскими, башкирскими, татарскими, мордовскими сказками. Сказка — наиболее близкий, интересный и понятный детям фольклорный жанр. В сказке используются выразительные художественные приемы, придающие «бессловесным животным слово», М. В. Ломоносов признал у сказочного вымысла серьезное значение. Он обратил внимание на то, что фантастика может быть самой невероятной: чудовищные кентавры в мифах древних греков наделены «половиной из человека», «половиной из коня», морские девы-сирены — в «верхней части» как девицы, а в «нижней» как рыбы, у страшилищ-химер львиная голова, хвост змеиный, а «середка» козья. В русских сказках немало похожих созданий фантазии: Змей Горыныч, русалки, баба-яга, Кощей, морской царь. Фантастический вымысел, писал Ломоносов, есть «идея, противная натуре или обыкновениям человеческим». В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, невозможном в реальной жизни, но вместе с тем фантастический вымысел заключает в себе, как говорил Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», то есть в вымысле есть и правда.
Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации — тем сказки и интересны. Сказочники потому и говорят о зверях, чтобы нагляднее передать, прежде всего, человеческий смысл фантастической истории. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный прием. Ломоносов писал, что благодаря фантастическому вымыслу «обыкновенная и натуральная идея», то есть жизненная правда, выражается «сильнее», чем если бы повествование велось без вымысла. Былинные, героические сказки прививает ещё и любовь к Родине, Отчизне, трепетное отношение к семье, к старинному укладу как к основе русской государственности [2, с. 6].
Рис. 1.
Результатом своей работы мы видели пробуждение интереса к сказке не только как к источнику устаревших слов, но и как к источнику сюжета своей, «собственной», «авторской» сказки. Объяснение устаревшей лексики облегчит понимание сказок и вызовет поток вопросов, отражающих заинтересованность детей не только смысловой и нравственной составляющей, но и творческой — при помощи опорных схем и традиционного замысла сочинить и записать «свою», «авторскую» сказку. Замена устаревших и местных слов, повлекла бы за собой утрату художественного своеобразия сказки.
В ходе работы был отобран ряд сказок, соответствующих возрасту и пониманию детей. Работа со сказкой проводилась ежемесячно и включала в себя не только чтение художественного произведения и беседу по содержанию, но и создание ситуаций, провоцирующих детей на вопросы. Работа подразумевала использование деятельностного подхода, как основы формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС дошкольного образования [6, с. 4]. Педагог использовала разные виды деятельности детей: рисование иллюстраций к сказкам, изготовление разворота книг, драматизация фрагментов сказки, пальчиковые сказки — расскажи стихи руками, складывание частей из целого по мотивам сказок — настольные кубики «Любимые сказки», выкладывание любимых героев сказок из счетных палочек.
Рис. 2.
В соответствии с «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. ребенок должен быть знаком со сказками различной тематики, эмоционально реагировать на прочитанное, высказывать свое отношение к нему. Дошкольник 5–6 лет может оценить поступки героев, пересказывать произведения по плану, участвовать в их драматизации; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм [7, с. 25].
В примерном перечне литературных произведений для детей 5–6 лет в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» есть только три русские народные сказки: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и авторские произведения. Для реализации задач эксперимента ДОУ этого недостаточно. Педагогом был пополнен банк сказок, предлагаемых детям для ознакомления [3, с. 32, 47, 58; 1, с. 443; 6, с. 1].
Таблица 1
Месяц |
Художественное произведение |
Формы работы со старшими дошкольниками |
Сентябрь |
«Три медведя», русская народная сказка |
Раскрашивание, решение логических задач по следам прочтения |
Октябрь |
«Курай», башкирская народная сказка |
Изготовление музыкального национального инструмента из стебля тростника |
Ноябрь |
«Почему сосна и ель вечно зеленые», чувашская народная сказка |
Изготовление разворота книги (совместная работа) |
Декабрь |
«Заюшкина избушка», русская народная сказка |
Лепка избушки из пластилина и соленого теста, сравнение свойств материалов |
Январь |
«Портной, медведь и бесенок», татарская народная сказка |
Аппликация из сукна по лексической теме «Одежда» |
Февраль |
«Сыре-Варда», мордовская народная сказка |
Украшение шушуна (верхняя женская одежда) национальным узором из зерна пшеницы |
Март |
«Как братья огонь добывали», чувашская народная сказка |
Сочинение небылиц по плану на основе пентаграмм (автор Борякова Н. В.) |
Апрель |
«Гуси-лебеди», русская народная сказка |
Складывание фрагментов сказки из 9-ти,12-ти частей (в соответствии со структурой дефекта) |
Май |
«Дуболго Пичай», мордовская народная сказка |
Коллективное изготовление иллюстрации к сказке восковыми мелками |
Познакомить и побеседовать о героях сказки, о нравственной её составляющей, выявить положительных и отрицательных героев, наградить их эпитетами, пересказать по схеме — та традиционная работа, которая велась нами ранее, для реализации нашего эксперимента была недостаточно. Учитель — логопед поставила целью побуждать детей к постановке вопросов. Для этого использовались игровые упражнения, используемые в ходе деятельности дошкольников с ОНР: «Спроси меня и я отвечу», «Книжный магазин», «Интервью», «В гостях у Дедушки Фольклора». В ходе эксперимента мы наблюдали эволюцию вопросов детей. Сначала вопросы носили констатирующий характер: Что такое Сыре-Варда? шушун? Уцяска?(морд.), бешмет, див (тат.), курай? (башк.). Затем вопросы затрагивали эмоциональные состояния, чувства героев: Почему сестрица не призналась сама об обмане Сыре-Варды?Зачем Виртян дал Дуболго Пичай другое имя? Почему Уцяска сразу «не открылась» братьям? И, наконец, то ради чего нами была проделана работа — творческий характер вопросов: Аможно я придумаю другой конец сказки? Как сделать, что бы медведь и бесенок продолжали жить дружно с портным? Что было-бы если б Виртян не разводил гусей? Зачем братья насыпали корзины с пшеницей, рядом с телом Дуболго Пичай? Сыре-Варда — это баба Яга? Почему гуси лучше лебедей?
Вырос интерес детей к сказке, к её художественной и содержательной составляющей, не только к рассматриванию иллюстраций, продуктивной деятельности, но и к словотворчеству, произносительной стороне слов. Обследование характера задаваемых вопросов показал зависимость их от хода экспериментальной работы. В работе участвовало 13 детей с ОНР (100 %). В начале года процентное соотношение вопросов детей составляло 73 %, 27 %, 0 %. В конце года наблюдалась обратная картина.
Таблица 2
Характер вопросов |
% соотношение вначале учебного года |
% соотношение вконце учебного года |
констатирующий характер вопросов |
73 |
19 |
вопросы, затрагивающие эмоциональные состояния, чувства героев |
27 |
32 |
творческий характер вопросов |
0 |
49 |
Процентное соотношение приобщения интереса к сказке в ходе эксперимента.
Рис. 3.
Рис. 4.
Проводимый учителем-логопедом эксперимент отвечает содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н. В.
В ходе эксперимента осуществлялось социально-коммуникативное развитие старших (5–6 лет) дошкольников с ОНР. Дети принимают участие в коллективных играх по сюжетам сказок народов Поволжья, организуют игры на бытовые и сказочные сюжеты, владеют коммуникативными навыками. Умеют выразить свои чувства по отношению к героям сказок словами, задают вопросы по сюжету сказки, проявляют интерес к значению устаревших и местных слов, могут адекватно оценить поступки героев сказки и правильность ответов сверстников. Помогают готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогают убирать их.
Совместная деятельность педагога и старших дошкольников в ходе приобщения к сказкам формирует общепринятые нормы поведения, приобщает детей к моральным ценностям человечества, формирует нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций, воспитывает честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их. Формируются гражданские чувства — любовь к малой родине, чувство патриотизма. Развивается игровая и театрализованная деятельность — умение разыгрывать сценки по изученным сказкам, совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами, развиваются эмоции, воображение, фантазия, умение перевоплощаться, духовный потенциал [7, с. 103].
Увеличение количества старших дошкольников с ОНР, которые научились задавать вопросы, умеют выразить свои чувства по отношению к героям сказок словами, задают вопросы по сюжету сказки, проявляют интерес к значению устаревших и местных слов, могут адекватно оценить поступки героев сказки и правильность ответов сверстников, позволяет предположить актуальность и значимость проводимой нами экспериментальной работы.
Литература:
- Алиева А. И. Сказки народов Восточной Европы и Кавказа. — М.: Дет. лит., 1994. — 670 с.
- Аникин В. П. Русские народные сказки. — М., 1990. — 560 с.
- Булатов М. Хозяин ветров: Сказки народов РСФСР. — М.: Дет. лит., 1988. — 224 с.
- Бурлакова Е. М. Профессиональные характеристики воспитателя в контексте требований нового образовательного стандарта [Текст] / Е. М. Бурлакова, Г. Ю. Бурдина // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 65–67.
- Искрин Н. С. Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего, профессионального и дополнительного образования [Текст] / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Международный научный журнал «Символ науки». — 2016. — № 3–2. — С. 74–78.
- Карабаев З. Ш. Курай. Башкирская народная сказка [Текст] / З. Ш. Карабаев. — Уфа: Китап, 2012. — 20 с.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 240 с.
- Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. — СПб.: Детство-пресс, 2002.
- Пудовкина Н. В., Мечик И. А., Литвинова О. В., Прыскина Е. А. Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей // Молодой ученый. — 2016. — № 13–3 (117). — С. 80–82.