В наши дни книга перестала быть единственным, а, может быть, и главным источником знаний. Функция хранения и передачи информации всё больше переходит к электронной технике. Книга перестала быть развлечением: телевизор, аудио- и видеосредства, компьютер не требуют душевного напряжения для создания иллюзорных, как теперь говорят, виртуальных миров.
Ключевые слова: книга, роль книги
Любитекнигу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит васуважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувствомлюбви к миру, к человеку.
Горький М.
Что же, речь идёт о смертельном кризисе книги? «Пациент скорее мёртв, чем жив». Об этом говорят писатели, педагоги, психологи, литературоведы.
И всё же отчаиваться не стоит. Ведь предрекали гибель театру, когда появилось кино, кинематографу, когда было изобретено видео, классической музыке — с появлением джаза.
В жизни культуры новое не отменяет старого, имеющего истинную ценность. Книга — источник знаний и развлечений лишь во вторую очередь. А в первую — инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.
С другой стороны то, что «вычитывает» из книги каждый, — безошибочный критерий нашего человеческого развития. «Два читателя перед одним и тем же произведением — всё равно что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота» (В. Асмус). Один ищет в книге развлечения, другой — поучения, третий — правдоподобия, четвёртый видит в произведении набор символов-ребусов, для пятого книга — наркотик, грёза о «красивой жизни». Каждый в книге находит то, что ищет. И никогда найденное не удовлетворяет читателя, потому что литература говорит о другом.
Сейчас мы поднимаемся до понимания произведения как послания, «вечного спутника», светящего двойным светом — авторским и читательским. Книга — письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит оно тогда, когда встретится с теплом души читателя, и оживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать — в который раз! — хранимые книгой образы.
Не всегда легко, а иногда и невероятно трудно расшифровать это послание, расшифровать, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.
Важнейшими направлениями работы с литературным произведением становятся «расшифровка» и «своё слово». Анализ и оценка сливаются в самостоятельное суждение, актуализируя художественный текст, иначе говоря, в интерпретацию.
Труд читателя становится душевно полезной работой, если этот труд самостоятельный. Есть три этапа восхождения читателя — чтение, осмысление, оценка.
Высокое художественное произведение заставляет читателя волей-неволей думать над жизнью, оценивая не только людей, но и самые способы оценки, размышляя об основных вопросах жизни, об её цели и смысле.
Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).
Экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, алкоголизм и наркомания, упадок морали и нравственности общества, — всё это ставит под сомнение ценность человеческой жизни, целостность личности, ценность души человека и, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны.
Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки худой социальной погоде на дворе, к миру настоящих нравственных ценностей.
И, пожалуй, школьный урок сегодня — это единственное место, где дети в коллективе сверстников (что очень важно!) размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести, о том, что делает человека человеком, о вечном.
Для успеха в сложнейшем деле нравственного воспитания молодого поколения, наряду со многими другими условиями, очень важным представляется и умное, доброе, серьёзное чтение в школьные годы.
Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:
− чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;
− книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой, носителем культуры и грамотности;
− важность книги и чтения неоспоримы, и эта идея поддерживается мировым сообществом, не чуждым культуры и духовности.
Литература:
- Картавцева М. И. уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М. И. Практическое пособие. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003. — С. 5–6.
- Кутузов А. Г., Киселёв А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова. — 2-ое издание, стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — С. 3–4.
- http://vse-frazi.ru/frazy-ljudej/vyskazyvaniya-o-knige.html