Воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и согласно возрастным особенностям детей. Последние уточняют отношение к продуктивной деятельности дошкольников: она является обязательным элементом воспитательного и образовательного процесса в этом возрастном периоде, обладает интегрирующими свойствами, совмещает в себе характеристики и преимущества ведущего вида деятельности — игровой. В рамках художественного процесса указанные особенности проявляются наиболее рельефно.
Продуктивная художественная деятельность старших дошкольников под руководством воспитателя направлена на создание конкретного результата. Она, «моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении» [6, с. 115–117].
Художественное творчество — естественный для ребенка-дошкольника способ познания окружающего мира. Организовывая этот процесс, создавая ситуации свободного выбора, направляя усилия ребенка на получение результата, обладающего конкретными характеристиками (символическое отражение определенных нравственных принципов, эстетических оценок и представлений), воспитатель осуществляет воспитание через деятельность, что повышает результативность процесса [3, с. 292–293].
Декоративно-прикладное творчество традиционно занимает одно из ведущих мест среди средств воспитания детей дошкольного возраста за счет своих особенностей: соединение эмоционального (эстетического) начала с практическим (прагматическим, функциональным) значением; воздействие через цветовое решение и структурные особенности изделий мастеров, через характер заложенных в них художественных образов, индивидуальность их воплощения [2, с. 427].
В процессе восприятия художественного произведения осуществляется диалог между его автором и реципиентом (ребенком), затем диалог находит продолжение в художественном образе, создаваемом ребенком в результате переосмысления, «присвоения», эмоциональной реакции [4, с. 309–313]. Диалог становится полилогом, усиливая воспитательное воздействие на ребенка.
Для обеспечения эффективности воспитательного процесса в ДОО создаются соответствующие условия. Так, развивающая образовательная среда, требования к которой подробно представлены в ФГОС ДО, предусматривает «пространство воспитания», составляющими которого являются предметное окружение, программное (методическое и содержательное) наполнение, личностные отношения между участниками (субъектами) воспитательного процесса [5].
Сложная структура такого пространства требует системного подхода, обеспечивающего не только распределение функционала между элементами и участниками, но и четкое структурирование, взаимодействие во времени и диагностику результата (текущую, итоговую) [1]. Основной составляющей процесса становится ситуация выражения отношения, т. е. эстетической оценки, которая основывается на усвоенных ребенком художественных ценностях.
Литература:
- Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 42–50.
- Сапунова В. С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В. С. Сапунова, Л. С. Лазарева, Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 419–432.
- Чичикалова З. И. Загадка — средство познания окружающего мира [Текст] / З. И. Чичикалова, В. В. Юдина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 292–293.
- Чичканов Е. С. Интерактивность как средство художественной выразительности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. Основной выпуск. — № 4, октябрь. — С. 309–313.
- Чичканова Т. А., Макарова Н. П. Образовательная среда в детском музее // Интеграция образования. — 2002. — № 1. — С. 84–88.
- Шурухина А. И., Морозова П. В. Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 115–117.