Компетентная, социально-адаптированная личность, способная ориентироваться в информационном пространстве, защищать собственную точку зрения, а также продуктивно и конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками — всё это те требования, которые сегодня предъявляются к будущему первокласснику.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность
Современные дошкольные образовательные организации (далее — ДОО) в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) нуждаются в новых методах организации образовательной деятельности, которые формировали бы у дошкольников самостоятельную, активную и инициативную позицию. Детям дошкольного возраста важно самим научиться получать информацию, у них должны быть развиты исследовательские навыки. А задача педагогов — именно в этом возрасте заложить позицию активности и самостоятельности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию и научить использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности [1]. Задача для педагогов нелегкая, но разрешимая.
Использование метода проектов в ДОО дает возможность решить поставленную задачу, позволяет расширить образовательное пространство, развить творческое, познавательное мышление ребенка. Собственно, метод проектов позволяет детям вместо пассивного накопления знаний использовать различные способы их получения. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании. Метод проектов, основываясь на этом подходе, развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [3; 4; 5].
Проект в переводе с греческого — это путь исследования. Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ. Метод проектов — это комплекс действий, при которых дети, в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов, приобретают новые знания. Другими словами, метод проектов помогает детям в решении какой-либо проблемы [5]. Основой метода проектов, является самостоятельная деятельность детей. Это может быть исследовательская, продуктивная, познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает знания об окружающем мире и воплощает эти знания в жизнь.
Часто родители ставят перед педагогом вопрос: «Зачем детям дошкольного возраста нужна проектная деятельность?» Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно в это время закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, эмоционального, коммуникативного. Это время, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире [2]. Детский сад является первой ступенью в общем образовании ребенка, и его первым опыт участия в общественной жизни.
Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности, развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку. Работа над проектом предусматривает выполнение основных этапов: выбор цели проекта, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов. Взрослый играет роль помощника в выполнении этих этапов. Проекты бывают разных видов: творческие, исследовательские, игровые, информационные [3]. Тема и вид проекта выбирается в зависимости от интересов и возможностей ребенка.
Таким образом, проектная деятельность в детском саду — это одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Она дает возможность повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, любознательность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает систему образования дошкольных организаций открытой для активного участия родителей.
Литература:
1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / авт. Т. Ю. Артюгина. — Архангельск: АО ИППК РО, 2009. — 58 с.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Золотухина А. А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») / А. А. Золотухина, О. А. Сатвалдыева, О. В. Литвинова // Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 44–46.
5. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М.: АРКТИ, 2003.
6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.