Данная статья посвящена изучению проблем, порождающих коррупцию. В статье раскрывается теоретическое понятие «коррупции», приведены политические мысли руководителей страны, проведен анализ нормативно-правовых актов, принятых в стране по противодействию коррупции.
Ключевые слова: коррупция, преступление, государство, концепция, закон, конвенция, противодействие, гражданское общество, злоупотребление, служебное положение
This article is devoted to the study of problems that generate corruption. In the article the theoretical concept of «corruption» is revealed, political thoughts of the country's leaders are presented, an analysis of normative and legal acts adopted in the country on combating corruption is made.
Key words: corruption, crime, state, concept, law, convention, opposition, civil society, abuse, official position
...преступность и коррупция подтачивают моральные устои общества, дезориентируют гражданскую позицию ее членов, создают предпосылки к формированию негативного отношения к осуществляемым преобразованиям, дискредитируют саму идею рефор и порождают ностальгию, в том числе по «сильной руке всемогущего центра».
И. Каримов «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса»
С первых дней обретения Независимости в нашей стране последовательно реализуются широкие мероприятия по реформированию судебно-правовой системы, защите прав и свобод граждан, обеспечения верховенства закона в рамках осуществления общей стратегии построения гражданского общества.
В процессе реализации преобразований в данном направлении особое внимание было уделено внедрению международных норм по этим вопросам, что нашло отражение в принятии в 2008 г. Закона «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).
В 2010 г. Узбекистан присоединился к «Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Коррупция негативно влияет на взаимоотношения гражданина с представителями власти, наносит непоправимый вред обществу и государству.
«Коррупция — социальное явление, характеризующееся злоупотреблением сотрудников государственных органов своим служебным положением для извлечения личной выгоды.
Первый Президент нашей страны в своем докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года подчеркивал, что возникла острая необходимость в принятии Закона «Об общественном контроле» в Респубулике Узбекистан, направленного на создание системного и эффективного правового механизма осуществления институтами гражданского общества контроля за исполнением органов государственной власти и управления законодательных актов.
Установление сильного общественного контроля над деятельностью органов государственной власти является одинм из важнейших условий простроения гражданского общества. Поскольку активность граждан, их неравнодушие к социальным явлениям, уверенность государственных служащих в том, что их деятельность контролируется — залог закрепления и развития гражданского общества. Поэтому следует повысить общественный контроль государственной деятельности, в частности уделить особое внимание всестороннему усилению контроля за деятельностью правоохранительных структур. Альтернатива этому пути нет. В этой связи огромное значение имеет принятие Закона «Об общественном контроле» в Республике Узбекистан.
В целом, общественный контроль в виде обращений институтов гражданского общества, органов самоуправления граждан, в органы государственной власти по определенным решениям, осуществления государственными органами запросов по вопросам, входящим в их компетенцию, прием отчетности руководителей органов государственной власти, предприятий и организаций на местах дает положительный результат. Кроме того, эффективно реализуются меры по созданию и изучению групп общественности в процессе обеспечения выполнения государственных программ на территории сходов граждан, приема по их результатам отчетности органов государственной власти и устранение выявленных недочетов, а также помощь в деятельности местных государственных органов. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что общественный контроль является основным фактором обеспечения взаимной ответственности в отношениях между государством с одной стороны и обществом, личность с другой.
Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, выступая на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, отмечал: «Мы не можем дальше мириться с фактами вымогательства и коррупции в структурах власти и правоохранительных органах, дискредитирующих власть в глазах населения. С этими позорными явлениями мы должны бороться всем обществом.»
В последние годы был принят ряд важных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование правовых механизмов борьбы с коррупцией, в частности Бюджетный и Таможенный кодексы (в новой редакции), Законы «О профилактике правонарушений», «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности органов госудасртвенной власти управления», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об электронном правительстве», «Об органах внутренних дел».
В целях дальнейшего совершенствования правовых основ противодействия коррупции разработан проект Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» с учетом передового зарубежного опыта.
Проект закона направлен на полное регулирование правовых отношений в сфере противодействия коррупции, повышению эффективности мер по борьбе с коррупцией, осуществляемые государственными органами, организациями и институтами гражданского общества, а также устранение коррупции из всех сфер социальной жизни, создание среды в обществе, неприемлемой для коррупции путем повышения правового сознания и правовой культуры граждан.
В проекте закона закреплены основные принципы борьбы с коррупцией, а также важные направления государственной политики, система полномочных органов, участие органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, граждан и вопросы международного сотрудничества в противодействии коррупции.
Кроме того, в целях укрепления сотрудничества и обеспечения координации деятельности субъектов по борьбе с коррупцией предусмотрена организация Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией, в состав которой могут входить представители бизнес-сообщества и других институтов гражданского общества.
Таким образом, внедрение закона в жизнь обеспечит дополительные правовые гарантии защиты прав и свобод граждан, позволит ограничить незаконное вмешательство в деятельности субъектов предпринимательства, предотвратить угрозы целостности частной собственности.
19 октября 2016 г. в городе Ташкент на VIII съезде Либерально-демократической партии Республики Узбекистан было принято решение о выдвижении исполняющего обязанности Президента Республики Узбекистан, Премьер-министра Шавката Мирзиёева на пост Президента страны. На данном мероприятии Шавкат Мирзиёев выступил с докладом об основных направлениях своей предвыборной программы, в которой отметил, что основным гарантом обеспечения стабильности и мира в стране, повышения благосостония в стране, достижения эффективности всех проводимых преобразований является обеспечение верховенства закона в обществе. Кандидат в Президенты подчеркнул, что «считаем нашей основной задачей обеспечение открытости и прозрачности деятельности правоохранительных органов, широкое применение эффективных механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, средств массовой информации и населения», а также «одна из приоритетных задач — это борьба против коррупции и организованной преступности, а также эффективное решение вопросов предупреждения правонарушений.»
В этой связи Президент внес на рассмотрение Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона «О противодействии коррупции» в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Узбекистан. Данный закон был принят Законодательной палатой 24 ноября 2016 г., одобрен Сенатом 13 декабря 2016г. и подписан Президентом 3 января 2017 г. (№ ЗРУ-419), что играет не маловажную роль по борьбе с коррупцией в стране.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», — 2014 г. 74 стр.
- И.Каримов. По пути безопасности и стабильного развития. Том 6. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасноти, условия и гарантии прогресса. 1998 г.
- И.Каримов. Доклад «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране». 12 ноября 2010 г.
- Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-419 «О противодействии коррупции». 3 января 2017 г.
- http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=3088013
- «Коррупция — жамият тараққиёти кушандаси». Мақола. 2014 йил август. http://www.minjust.uz/uz/press/ourpublications.