В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.
Ключевые слова: начальная школа, ИКТ, презентация
This article discusses the theme of using of such pedagogical technology as the presentation, at lesson of «The World around», its efficiency in the course of assimilation of knowledge by children of younger school age.
Современное общество испытывает невероятную нагрузку в связи с неумолимо ускоряющимся и проникающим во все сферы жизни информационно-техническим прогрессом. Подрастающему поколению, ступившему на путь образования, необходимо обрабатывать и усваивать колоссальные объёмы информации. Чем и как можно облегчить и упростить эту трудную задачу? Важно, чтобы учитель открыл для ребёнка такие способы действий, которые позволят ему решать проблемы в реальных жизненных ситуациях. Информационные и педагогические технологии прогрессивно изменяющиеся, дополняющие друг друга в образовательном процессе — основное условие эффективности обучения. Использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала, если педагог мыслит прежними категориями. Многое определяется личностью учителя, его мотивами, уровнем владения технологией преподавания. Конечно, можно обойтись просто словами, но желательно прибегать к наглядным материалам, демонстрации слайдов с текстом, изображениями, графиками. Визуальные элементы помогают запомнить и привлечь внимание. И сегодня у слова «презентация» есть ясный синоним — Power Point. Наличие программного средства, интегрированного практически в любой компьютер, позволяет непрофессионалам, в том числе детям при подготовке домашнего задания, в области информатики быстро и просто создавать серию слайдов по теме, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint.
Презентация, сама по себе, может являться своеобразным планом урока, его логической структурой, или же быть его частью на любом этапе: подачи нового материала, закрепления, практической работы, зачёта и контроля, домашнего задания. Презентация дает возможность всем участникам образовательного процесса проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели использования презентации в процессе обучения:
‒ сообщить ключевую информацию, знания, в форме когнитивной карты;
‒ развлечь — создать у аудитории позитивный опыт или перевести её в позитивное состояние, стимулировать интерес;
‒ научить — передать детям знания, опыт, сделать их способными осуществлять деятельность;
‒ создать мотивацию — обеспечить стимул, оказать направленное воздействие, вводящее класс в состояние побуждения к тем или иным действиям. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.
При планировании учебного сценария необходимо учитывать:
— особенности восприятия младших школьников, которое отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью; воспринять предмет для ребёнка 7–10 лет — значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, ощупать;
особенности произвольного внимания: ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени быть в состоянии сконцентрироваться, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя от одной задачи к другой. Однако, произвольность познавательных процессов у детей 7–10 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.
Итак, сравнительная слабость произвольного внимания — это ещё одна возрастная особенность младших школьников. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на маловажные — только потому, что они бросаются в глаза. В целом, задача презентации и состоит в том, чтобы её объект заинтересовал аудиторию. Подводные камни в виде психофизиологических особенностей развития детей начальной ступени обучения должен учитывать грамотный педагог, когда составляет сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: графический контент, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения. Таким образом, ещё одно важное условие эффективного применения презентации на уроках в начальной школе — это посильное включение ребёнка в процесс творчества. Игровая, как ведущая, деятельность; создание положительных психологических и эмоциональных ситуаций; совместная работа; проблемное обучение также сопутствуют достижению высоких результатов в обучении.
Правила создания успешной презентации:
‒ важно правильно начать, расположив к себе аудиторию, учитывая, что концентрация внимания слушателей в первые 10 минут не является самой высокой;
‒ основные моменты должны иметь плавный переход;
‒ важен повтор (желательно перефразируя) основных идей в начале и в конце презентации.
Информационные технологии, в целом, и презентации, в частности, помогают учителю вместе с классом заочно отправиться в любую точку нашей планеты и за её пределы, развивать коммуникабельность, заложить фундамент социальной грамотности и толерантности, т. е. изучать и легко усваивать программу компонентов «естествознание» и «обществознание», входящих в состав интегрированного курса «Окружающий мир» начальной школы. Грамотное применение информационных технологий способствует: активизации познавательной деятельности школьников, снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности, инициативности и самостоятельности младших школьников на уроке, развитию информационного мышления, формированию коммуникационных способностей.
Литература:
- Жесткова, Е. А. Влияние информационных технологий на эффективность образовательного процесса в начальной школе / Е. А. Жесткова, И. В. Уткина// Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: сб. материалов Всерос. Науч. Конф. 26 марта 2014г. Нижневартовск, Нижнев. гос. университет. — Нижневартовск: изв-во НГУ, 2014.
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.– С. 50–52.
- Чертков П. В., Костенко В. В. Научные меридианы 2015. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Новороссийск, 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2012.