Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса является необходимым условиям. На современном этапе в целях наиболее полного удовлетворения рекреационных потребностей населения, возрастает спрос организаций туристско-рекреационной сферы на инноватизацию как материально-технической базы, так и производимого ими туристского продукта. Устойчивое социально-экономическое развитие индустрии гостеприимства должно сопровождаться поддержанием высокого уровня инновационной активности предприятий [5].
В связи с этим видится необходимым разработка методических подходов к управлению инновационной активности организаций туристско-рекреационной сферы при помощи систем управления.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, система управления, эффективность
Для эффективного управления инновационной активностью организаций туристско-рекреационной сферы представляется необходимым формирование, внедрение и использование комплексной системы управления инновационной активностью, учитывающей прогнозируемые и текущие изменения эндогенных факторов, а также воздействие со стороны экзогенных (рис. 1) [2].
Чтобы определить, насколько эффективно функционирует система управления инновационной активностью, необходимо дать оценку соответствующим индикаторам [3;4]. Индикаторы эффективности системы управления инновационной активностью позволяют дать оценку степени достижения целей инновационного развития организации и спрогнозировать вектор изменения характеристик ожидаемых результатов.
При выборе индикаторов оценки эффективности системы управления инновационной активностью необходимо применять целевой подход, направленный на достижение основных задач осуществления инновационной деятельности, прогнозирование вероятных эффектов от реализации инновационных процессов, а также обоснование способов достижения данных эффектов путем разработки дерева целей.
Реальные результаты инновационной деятельности организации (в совокупности главных характеристик инновационных процессов и инновационных продуктов) должны быть обоснованием комплекса используемых индикаторов.
На современном этапе в числе основных результатов инновационной активности организации принято выделять следующие индикаторы [1]:
– функциональная эффективности;
– экономическая эффективности;
– социальная эффективности;
– экологическая эффективности.
Однако, использование перечисленных индикаторов в рамках сложившихся условий инновационной экономики затрудняет полную оценку всей совокупности производимых в процессе инновационной деятельности эффектов. В связи с этим предлагается учитывать и оценивать такой индикатор инновационной активности, как инновационно-информационный, который призван определять степень инновативности техники и технологий, используемых в организации, в первую очередь IT-технологий, оценивать соответствие их новейшим достижениям научно-технического прогресса.
Концепция системы управления инновационной активностью организаций туристско-рекреационной сферы с учетом вышеупомянутых индикаторов представлена на рис.1.
Рис. 1. Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы
Оценка эффективности системы управления инновационной активностью организаций туристско-рекреационной сферы на основе выбранных индикаторов может быть произведена по схеме на рис.2 [6].
Рис. 2. Оценка эффективности системы управления инновационной активностью организаций туристско-рекреационной сферы
Практическое значение предложенной группы индикаторов и схемы поэтапной оценки системы управления инновационной активностью организаций заключается в возможности оценки целесообразности и эффективности отдельных инновационных процессов и решений, а также анализе функционирования системы управления инновационной активностью в целом.
Таким образом, разработанный комплексный подход к оценке эффективности системы управления инновационной активности организаций туристско-рекреационной сферы на основе отобранных индикаторов эффективности дает возможность оценивать позитивные и негативные эффекты, возникающие при реализации инновационных процессов. При этом появляется возможность прогнозировать ожидаемые результаты на стадии разработки программ инноватизации.
Литература:
- Адилов Т. М. Об инфраструктуре инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Экономика России — XXI век. — Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru.
- Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное по- собие для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 303 с.
- Балашов А. И. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста [Текст] / А. И. Балашов, Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. — Спб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2010. — 207 с.
- Бортник И. М. Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления [Текст] / И. М. Бортник, В. Г. Зинов, В. А. Коцюбинский, А. В. Сорокина // Инновации. — 2013. — № 11 (181). — С.2- 13.
- Малышев О. М. Стимулирование инновационной активности предпринимательской деятельности как условие развития современной российской экономики [Текст] / О. М. Малышев// Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 1–2 (23–24). — С. 168–172.
- Малышева Л. А. Анализ подходов к оценке инновационной активности российских предприятий [Текст] / Л. А. Малышева, И. В. Шестаков // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. — 2012. — № 14 (38). — С.101–111.