В статье рассматриваются основные вопросы применения информационных технологий в торговле.
Ключевые слова: информационные технологии, программное обеспечение, торговые программы, банк данных, бизнес-процессы, информационные решения
Автоматизация торгового бизнеса предлагает как удобные инструменты для ввода и обработки информации, но и современные механизмы управления процессами деятельности предприятия, что существенно сокращает ошибки, при этом уменьшается себестоимость продукции и увеличивается производительность всего предприятия в целом.
Информационные системы сегодня являются одним из главных инструментов для ведения качественного торгового бизнеса. Их применение дает возможность торговым предприятиям получать огромные преимущества среди конкурентов на рынке.
Активное формирование торговых операций влечет увеличение конкурентной борьбы среди организаций торговли. Организации вынужденно прибегают к повышению эффективности деятельности, что зависит от «способностей» программных средств. Увеличение требований компаний приводит в дальнейшем к возникновению новых специальных программных средств с более широкими возможностями.
В то же время, разработчики программных продуктов предлагают более совершенное программное обеспечение для торговых компаний, при этом обеспечивая эффективное управление основными бизнес-процессами торговой организации: продажи, бухгалтерский и управленческий учет, логистика, закупки, ценообразование.
Взаимодействие программных средств
Важная задача, решаемая во время разработки информационной системы для предприятия торговли — осуществление обмена информацией между программами главного офиса и сети магазинов. Передача информации происходит именно между данными частями системы. Из торговых точек поступает информация о продажах товаров из кассы. Из главного офиса в точки продаж передаются данные об ассортименте товаров, ценах на них, а также различных условиях продажи товаров.
Концентрация в главном офисе информационной системы схем, призванных управлять ассортиментом товаров, его единообразному ценообразованию, сведения о предоставляемых скидках и т. д. характерна для основной части крупных торговых организаций [1]. Часть системы, которая обеспечивает функционирование отдельных магазинов, нацелена на автоматизацию бизнес-процессов, таких как заказ, поступление, инвентаризация товаров и другие процессы.
Опыт показал, что обмен информацией между программами главного офиса и сетью магазинов информационной системы приводит к значительному снижению расходов в отдельно взятых торговых точках и предприятия в целом.
Стратегия бизнес-адаптации процессов иинформационной системы
Один из вопросов, интересующий торговые предприятия в процессе модернизации существующей или внедрения новой информационной системы, чаще всего является выбор решения, в какой степени адаптировать систему к уже действующим бизнес-процессам, а в какой — улучшить процессы в соответствии с функциями разработанной информационной системы.
Реорганизация бизнес-процессов связана с механизмом взаимодействия работников и подразделений, что на первых этапах внедрения информационной системы может сказаться на их результативности. Также, затраты на модернизацию информационной системы, интегрированной с бизнес-процессами предприятия, в перспективе зависят от тех решений, которые были приняты на стадии внедрения [2].
Дальнейшее усовершенствование торговой информационной системы, проводимое самостоятельно, предполагает ощутимые затраты на содержание IT-центра в составе предприятия, что под силу только лишь крупным торговым компаниям. Для средних и малых организаций доступно использование систем, обновляемых их разработчиком.
В итоге, информационные системы с уникальными свойствами для крупных торговых предприятий будут являться одним из основных преимуществ среди конкурентов на рынке, а для средних и малых торговых предприятий — сами бизнес-процессы и режимы работы системы, которые основываются на стандартных программных продуктах.
Основные возможности информационных систем
Информационные системы в настоящий момент определяют самые актуальные направления формирования предприятия и оценивают результативность деятельности каждой торговой единицы. Получение и анализ данных в режиме реального времени позволяет своевременно скорректировать деятельность предприятия, и учесть изменение факторов из внешней среды раньше конкурентов.
Информационные системы сегодня позволяют спланировать основные показатели работы пунктов торговли, анализировать производительность работы сотрудников, результативность эксплуатации торговых площадей, оценить соотношение между запланированными показателями и реальными показателями. Такой параметр предъявляет высокие требования к процессу сбора и обработки информации.
Финансовой и бухгалтерской отчетности отводится важное место в процессе автоматизации системы. К информационной системе торговой организации предъявляется требование гибкости и способности приспосабливаться к изменениям в налоговом законодательстве и системах отчетности, которые предоставляются в различные государственные органы.
Серьезные затруднения вызывает внутренний контроль всех финансовых потоков торговой организации среднего или крупного масштаба без применения информационных систем.
При проведении взаиморасчетов необходимо четкое взаимодействие сторонних организаций с информационными системами.
Для повышения результативности программ, поддерживающих лояльность, которые функционируют в торговле, необходима автоматизация анализа состава покупок и динамики среднего чека.
Классификация товаров ируководство категориями товаров
Возможность работы с достаточно большим и быстро меняющимся ассортиментом товара является главной чертой информационных систем, созданных для торговли.
Выявление закономерностей, общих для всех товаров, принятие решений на стадии управления отдельными товарами становится возможным при объединении товаров, имеющих аналогичные традиции потребления и физические свойства.
Правильная выбранная схема классификации товаров наделяет информационную систему конкурентным преимуществом.
Результативность управления различными группами товаров для наибольшего удовлетворения покупательского спроса зависит от однородности товаров, объединенных в группы.
Сегодня информационная система дает возможность результативно распоряжаться огромным перечнем товаров, собранных на 3-х-5 уровнях.
Наиболее целесообразное регулирование ассортимента товара, объединение сведений о ходе формирования групп товаров, результативность использования торговых площадок и анализ эффективности различных категорий товаров становится возможным в связи с внедрением информационных систем в торговле.
Сопоставление показателей продаж, доходов и занимаемого торгового участка среди «проблемных» товаров помогают управлять вводом и выводом из общего перечня отдельных групп товаров.
Интеграция внешних данных о покупательских предпочтениях, динамике и потенциале товарных категорий необходима для определения самих «проблемных» категорий товаров.
Изменения спроса по сезонам, приемлемый перечень товаров, стоимостной гибкости и политики цен конкурентов на сегодняшний день с использованием банка данных рассчитывает информационная система. Цены розничной торговли и общий перечень для различных рекламных акций используемая информационная система предоставляет в торговые точки.
Системы безопасности вторговле
Объединение автоматизированных компонентов системы обеспечения безопасности с иными бизнес-процессами отдельной фирмы может привести к взаимному увеличению их производительности.
Таким образом, покадровое изучение видеонаблюдения в торговых павильонах за покупателями может применяться в качестве механизма, с целью определения действий потребителей при покупках отдельных категорий товаров, а анализ видеозаписей деятельности работников торговых центров значительно увеличить результативность их деятельности.
Исследование маловероятных покупок дает возможность обнаружить открытые участки в системе безопасности. Свойствами маловероятных покупок являются, к примеру, осуществление приобретения сверхбольшого числа единиц продукта, осуществление значительного количества покупок в сверхкороткое период в одной кассе, либо осуществление значительного числа покупок с применением одной дисконтной карты в течение одного дня. С целью данного исследования понадобятся сведения с терминалов торговых центров.
Цена идейственность информационной системы
Бесспорно, чем наиболее безупречна информационная система, тем больше цена её внедрения и поддержки. Чаще всего пред введением в работу единой информационной системы, либо отдельных модулей рационально сравнивать их цену с ценностью тех конкурентных преимуществ, какие в итоге приобретает отдельная фирма. В данном случае результатом внедрения смогут рассматриваться равно как снижение операционных издержек, так и приобретение дополнительной прибыли в результате повышения оборота и/или инвестиционной привлекательности фирмы.
На сегодняшний день в качестве одного из главных инструментов для торгового бизнеса утвердились информационные системы. Их результативное использование значительно повышает конкурентоспособность предприятия на рынке товаров и услуг.
Одним из факторов усиления конкуренции в торговом бизнесе является активное продвижение розничной торговли, что вызывает необходимость предприятию постоянно увеличивать эффективность своей деятельности. Не малую роль в этом играет уровень возможностей используемого программного обеспечения по работе с большими объемами данных.
Рынок специализированного программного обеспечения так же не стоит на месте. Появляются новые все более совершенные программы, предоставляющие широкие возможности по управлению различными бизнес-процессами предприятия и по оперативной обработке поступающей информации.
Литература:
- Маркетинговые информационные системы в розничной торговле //studme.org. URL: http://studme.org/33816/informatika/marketingovye_informatsionnye_sistemy_ roznichnoy_ torgovle (дата обращения: 27.03.2017).
- Информационные технологии в розничной торговле // imspm.spb.ru. URL: http://imspm.spb.ru/articles/271655.php (дата обращения: 25.03.2017).