Ключевые слова: слуховой анализатор, слуховые расстройства, детский церебральный паралич
Известно, что в 60 % случаев детская неврологическая инвалидность связана с патологией перинатального периода, при этом 24 % составляют пациенты с детским церебральным параличом (ДЦП) [Немкова.С.А. 2012]. По данным зарубежных авторов, заболеваемость ДЦП отмечается в пределах 2,9–5 (в среднем 2,5) на 1000 детей [Немкова С. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. 2012г].
Детский церебральный паралич — полиэтиологическое заболевание центральной нервной системы, которое развивается в результате поражения возникшего во внутриутробном, интеранатальном, раннем постнатальном периодах или вследствие аномалии головного мозга. При этом действие повреждающих факторов на незрелый мозг определяет разнообразие сочетаний двигательных и сенсорных расстройств, а также лежит в основе нарушений когнитивных функций, что необходимо учитывать при обосновании восстановительного лечения и социальной реабилитации больных. [Савина М. В.2010.]
По классификации К. А. Семеновой выделяют следующие формы ДЦП: гемипаретическую, атоническую астеническую, гиперкинетическую, спастическую диплегию, двойную гемиплегию.
По МКБ-10 выделяют [10]:
– G80.0 Спастический церебральный паралич (соответствует двойной гемиплегии);
– G80.1 Cпастическая диплегия;
– G80.2 Детская гемиплегия (соответствует гемипаретической форме);
– G80.3 Дискинетический церебральный паралич (соответствует гиперкинетической форме);
– G80.4 Атаксический церебральный паралич (соответствует атонически-астатической форме);
– G80.8 Другой вид детского церебрального паралича (смешанные синдромы);
– G80.9 Детский церебральный паралич не уточненный.
Двигательные и сенсорные нарушения при ДЦП с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия дальнейшего психического развития [1].
Цель исследования. Изучить состояние слухо-вестибулярного анализатора и когнитивных функций при различных формах ДЦП.
Материал иметоды исследования. Исследование проводилось на базе детского неврологического отделения клиники Ташкентского педиатрического медицинского института и Центра реабилитации детей с ДЦП имени У. К. Курбанова. В исследование были включены 27 детей с различными формами ДЦП. В возрасте от 1 года до 3 лет. Дети в зависимости от формы ДЦП были распределены на 5 группы исследования.
Таблица 1
Распределение исследованных больных детей по формам ДЦП вгруппы исследования
№ |
Группы исследования |
N |
% |
1 |
Гемипаретическая |
6 |
22,2 |
2 |
Атоническая |
5 |
18,5 |
3 |
Гиперкинетическая, |
7 |
26 |
4 |
Спастическая диплегия |
5 |
18,5 |
5 |
Двойная гемиплегия |
4 |
14,8 |
Всего |
27 |
100% |
|
Наряду со стандартными клиническими методами исследования ЛОР-органов, всем детям было проведено исследование слуха. При исследовании слуха использовали методику регистрации акустических ВП коры мозга.
Рис. 1 Аудиограмма здорового ребенка
Рис. 2. Аудиограмма больного ДЦП
Результаты иобсуждения. Анализ антенатальных причин развития ДЦП в группах исследования показал, что в первой группе причинами являются инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.) в 35 % случаях. Сердечно сосудистые и эндокринные нарушения у матери в 12 % случаях, токсикозы беременности 50 % случаях, иммунологическую несовместимость крови матери и плода в 8 % случаях, перенесенные во время беременности психические и физические травмы в 5 % случаях.
В анамнезе у детей с ДЦП в 100 % случаев отмечается перинатальная гипоксия, требующая проведения реанимационных мероприятий (в том числе длительной кислородной поддержки).
Следствием перинатальной гипоксии, в ряде случаев, является формирование таких патологических состояний, как кистозная форма перивентрикулярной лейкомаляции -7,4 %, внутрижелудочковые кровоизлияния с последующей вентрикулодилатацией -11 % и гидроцефальным синдромом -3,7 %, ретинопатия недоношенных -3,7 %, а также сочетание указанной патологии. У 9 детей имели неонатальную гипербилирубинемию-33,3 %.
Таблица 2
Параметры акустических стволовых ВП удетей сДЦП вгруппах исследования
Параметр |
Спастическая диплегия (n=10) |
Гемипаретическая (n=4) |
Атонически-астатическая (n=3) |
Гиперкинетическая (n=6) |
Двойная гемиплегия (n=3) |
Здоровые дети |
Латентность пиков, МС |
||||||
I |
1,6±0,1* |
1,6±0,3 |
1,7±0,3 |
1,6±0,5 |
1,5±0,5 |
1,5±0,2 |
IА |
2,1±0,3 |
2±0,5 |
2,8±0,2* |
2,1±0,1* |
2,1±0,3 |
2±0,2 |
II |
2,5±0,2* |
2,6±0,2* |
3,2±0,3 |
2,5±0,5 |
2,6±0,4 |
2,5±0,2 |
III |
3,7±0,3* |
3,8±0,2* |
3,9±0,2* |
3,7±0,2* |
3,6±0,1* |
3,6±0,2 |
IIIА |
5,1±0,2* |
5±0,2* |
5,2±0,1* |
5±0,4 |
4,9±0,4 |
4,9±0,2 |
IV |
5,7±0,5 |
5,5±0,3 |
6,5±0,2 |
5,6±0,2* |
5,5±0,5 |
5,5±0,2 |
V |
6,5±0,3 |
6,3±0,5 |
6,5±0,3 |
6,3±0,1* |
6,3±0,1* |
6,2±0,2 |
VI |
7,5±0,2* |
7,3±0,2* |
7,5±0,4 |
7,3±0,1* |
7,3±0,3 |
7,2±0,2 |
Амплитуды пиков МкВ |
||||||
I-IА |
0,3±0,2* |
0,3±0,2* |
0,2±0,2* |
0,2±0,2* |
0,4±0,2 |
0,4±0,2 |
III-IIIА |
0,4±0,2 |
0,4±0,2 |
0,3±0,2* |
0,3±0,2* |
0,4±0,2 |
0,4±0,2 |
IIIА-IV |
0,3±0,2* |
0,4±0,2 |
03±0,2* |
0,4±0,2 |
0,3±0,2* |
0,4±0,2 |
Примечание: статистически достоверные изменения по сравнению с нормой (p<0,05)
Таким образом, при гиперкинетической форме ДЦП: речевые и слухоречевые расстройства (гиперкинетическая дизартрия на фоне нейросенсорной тугоухости, сенсорная алалия); недостаточность развития вербального мышления, что патогенетически связано с частыми слуховыми и слухоречевыми расстройствами ввиду билирубиновой энцефалопатии и поражения n. cochlearis, а также слуховых проводящих путей; относительная сохранность наглядно-образного мышления, пространственных функций (рисование, конструирование, несмотря на гиперкинезы); диссоциация между кратковременной зрительной и слуховой памятью (объем слуховой памяти снижено 1–1,5 раза).
Двигательная недостаточность, ограниченность или невозможность произвольных движений вследствие поражения двигательно-кинестетического анализатора, патология зрения и слуха препятствуют адекватному восприятию пространства, формированию схемы тела, познанию формы и свойств предметов, то есть пространственного гнозиса и праксиса. Кроме того, двигательная недостаточность препятствует развитию зрительного восприятия в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических рефлексов, что в сочетании с нарушениями функции рук мешает формированию зрительно-моторной координации, препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности [4,5].
У больных с ДЦП ухудшение слуха наблюдается в 6–23 % случаев (при гиперкинетической форме —в 60 %); отмечается недостаточность слуховой памяти и слухового внимания, недоразвитие фонематического слуха, что приводит к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях -к недоразвитию речи [3].
Ведущий принцип коррекционной работы при ДЦП-сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное и т. д.). На его основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахеи вкусе, что способствует развитию мышления ребенка (оперирование сенсорной информацией, поступающей
через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов) [4].
Выводы.
- Изменения акустических стволовых ВП более специфичны, чем других модальностей. С помощью исследования АСВП возможно выявить поражение периферического звена слухового анализатора, слухового нерва, стволовых структур, независимо от возраста и степени контактности пациента. При этом диагностически значимыми критериями являются следующие: отсутствие всех или некоторых пиков, увеличение их латентностей, снижение амплитуды, межауральная разница латентностей и/или амплитуд, удвоение пиков, искажение их формы.
- Изменения корковых слуховых ВП нозологически неспецифичны. Однако они позволяют объективно оценить функциональное состояние центрального звена слухового анализатора при различных формах поражения ЦНС. Диагностически значимыми критериями являются отсутствие коркового пика, снижение его амплитуды (> 2,5 сигма), увеличение латентности (> 2,5 сигма), межполушарная асимметрия амплитуд/латентностей, искажение формы ответа.
Литература:
- Каркашадзе Г. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. -2011;№ 8 (5): С.36–41.
- Немкова С. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивный нарушений: Учебно-методическое пособие. М.: Союз педиатров России.- 2012. 45 с.
- Садовская Ю. Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. докт. мед.наук. М., 2011. 44 с.
- Garfinkle J., Shevell M. I. Cerebral palsy, developmental delay,and epilepsy after neonatal seizures. Pediatr. Neurol. 2011; 44 (2): 88–96.
- Himmelmann K., Uvebrant P. Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population-based study. Dev Med Child Neurol. 2011; 53 (6): 516–521.