Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 12.04.2017

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Нарежнев, А. Е. Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж») / А. Е. Нарежнев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 612-617. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41981/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества

Моисеев Н. Н.

Экологические проблемы глобального масштаба в XXI веке, представляют собой новую социально-экологическую картину мироздания. Для решения экологических проблем глобального, федерального, регионального и муниципального уровней, необходимо задействовать силы и средства. Продуктивность решения вопросов экологизации зависит не только от инновационной техники, технологий, но и от всеобщего экологического образования, прежде всего молодежи. Поэтому экологическое образование рассматривается в современном мире как социально-педагогическая проблема, которую необходимо решать посредством обучения на основе современных знаний об экологии и прежде всего студенческую молодежь, как будущих конкурентоспособных специалистов на отечественном рынке труда.

Под экологическим образованием [2] понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально — природной среде и здоровью. В свою очередь, Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего выживание и развитие [2].

По мнению ученых, Ниязовой А. А., Садыковой Э. Ф. [3] необходимо выделить аспекты новой экологической парадигмы:

научный аспект, обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает в себя естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии;

ценностный аспект, формирует нравственное отношение к природной среде. У подрастающего поколения формируется умение не только видеть красоту окружающего мира, чувствовать ее, но и готовность вносить вклад по поддержанию экологического баланса в природе и восстановлению окружающей среды;

нормативный аспект, ориентирует молодежь на приобретение системы знаний правового характера, соблюдение норм и правил в области экологии;

деятельностный аспект определяет виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и креативных умений экологического характера.

Следует отметить, новая экологическая парадигма, многоаспектна, и ориентирует современную молодежь на приобретение инновационных экологических знаний, привитие навыков исследований в области экологии и охраны окружающей среды, формирование экологической культуры посредством мероприятий воспитательного характера. Более того, экологизация представляется современной молодежи как ценность на пути к устойчивому экологическому развитию и просвещению.

В нашей стране, идея экологического образования подкреплена Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [4] от 10.01.2002 г, № 7-ФЗ, ред.29.12.2015 г., в частности в главе XIII. Основы формирования экологической культуры, ст.71. гласит: «Всеобщность и комплексность экологического образования, обозначено, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается «система всеобщего икомплексного иэкологического образования, включающее всебя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование идополнительное профессиональное образование специалистов, атакже распространение экологических знаний, втом числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта итуризма».

Особое место в системе профессионального образования Российской Федерации занимают средние профессиональные образовательные учреждения — СПО (колледжи, техникумы). Столь повышенный интерес к СПО обусловлен потребностью современного рынка труда в квалифицированных специалистах среднего звена. В современной России экологизация имеет приоритетное значение на высшем уровне руководства страны, более того, 2017 год в России объявлен — годом экологии. Запланировано огромное количество мероприятий разного направления с последующими конкретными результатами.

Проблемы экологического образования, его основ и условия решения рассматриваются в трудах: философов — Н. А. Бердяев, Э. В. Гирусов, В. Г. Горохова, В. А. Кобылянский, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул и др.; педагогов — А. А. Вербицкий, Е. Н. Дзятковская, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, А. Н. Кочергин, Б. Т. Лихачев, Л. В. Моисеева, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др. Психологов — А. А. Алдашева, С. Д. Дерябо, В. И. Медведев, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др. Педагогические аспекты общего экологического образования на современном уровне, в интересах устойчивого развития рассмотрены в исследованиях (Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, С. В. Алексеев, С. Н. Глазачев, Н. Ф. Глазовский А. Н. Захлебный, Д. Н. Кавтарадзе, Н. С. Касимов, Ю. Л. Мазуров, Н. Н. Марфенин, Н. М. Мамедов, И. А. Сосунова и др.).

По мнению исследователей Ниязовой А. А., Садыковой Э. Ф. [3] методологиясовременного социально-экологического образования базируется на ключевых идеях:

идея системности и синергетизма, отражает междисциплинарный характер современного научного мышления, объединяющего естественнонаучные и гуманитарные знания в решении экологических проблем;

идеи гуманитарно-аксиологической ориентации, направлены на осуществление образовательной деятельности в экогуманитарной парадигме, осмысление путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства;

идеи устойчивого развития, ориентирует школу, колледж, ВУЗ на организацию образовательного процесса, консолидируя экологическую, экономическую, социальную и культурологическую составляющие;

идеи безопасности образования, предполагает взаимодействие объекта и субъекта образовательного процесса в педагогических, экономических, социальных и культурологических условиях.

Таким образом, видно представленные ключевые идеи имеют фундаментальное значение для образовательного процесса в условиях образовательных организаций по развитию экологизации.

В государственной программе «Основы государственной политики в области экологического развития в Российской Федерации на период до 2030 года» [1] (утв. Президентом РФ от 30.04.2012 года) изложены механизмы в пункте 20. При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования ивоспитания используются следующие механизмы:

а. формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

б. государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

в. включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г. обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности уобучающихся;

д. государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е. развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж. включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные ирегиональные программы.

Необходимо понимать, что развитие экологического образования является принципиальным составляющим для устойчивого экологического развития гражданского общества в России.

В Новосибирской области реализуются государственные программы экологической направленности, и ведется подготовка специалистов среднего звена посредством экологического образования на основе инновационных достижений отечественной экологической науки. Программа подготовки специалистов среднего звена в системе среднего профессионального образования по специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», [5] реализуемая в ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж», представляет собой систему, сформированную и утвержденную колледжем с учетом требований регионального рынка труда и требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО третьего поколения) по специальности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 852 от 28 июля 2014 года и определяет состав, содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников. Содержание подготовки студентов в области основ экологии и природопользования, детально раскрыто в ниже приведенной таблице.


Таблица 1

Программа подготовки специалистов среднего звена, по специальности 08.02.07 «Монтаж иэксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха ивентиляции (базовая подготовка) [5]

Код специальности

дисциплина

Требования, предъявляемые куровню подготовки студента

Объем часов

Обязательная аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа студентов

Вид аттестации

ЕН.03

Экологические основы природопользования

В результате изучения обязательной части обучающийся должен:

Знать:

− правовые вопросы экологической безопасности; об экологических принципах рационального природопользования;

— задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

Уметь:

− осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

− определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

Раздел I. Развитие природных систем вусловиях антропогенного влияния. Основные понятия экологии. Уровни организации жизни. Биосфера — биологическая система высшего уровня. Функциональные группы организмов в сообществах. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития общества. Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Определение понятия «Мониторинг окружающей среды». Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду. Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Принципы размещения производств различного типа. Основные группы отходов, их источники и масштабы образования. Методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов.

Раздел II. Связь глобальных экологических проблем человечества ссостоянием природной среды. Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Предпосылки возникновения продовольственной проблемы. Экологически чистые продукты. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Рост народонаселения — фактор, обостряющий проблемы. Принципы размещения производств. Виды производств. Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии Сокращение лесов планеты. Загрязнение мирового океана. Повышение радиационного фона биосферы. Сокращение природных ресурсов. Глобальный парниковый эффект. Нарушение озонового экрана. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Комплексная переработка, глубокая и вторичная переработка отходов, пути решения проблемы. Производство энергии и загрязнение окружающей среды.

Раздел III. Охрана ирациональное использование основных природных ресурсов Состав, строение атмосферы. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Смог, его разновидности. Влияние загрязнённого воздуха на климат, здоровье человека, животных и растительность. Меры по уменьшению загрязнения воздуха, их эффективность. Значение и состав воды. Круговорот воды в природе. Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений. Методы очистки сточных вод. Меры по предотвращению истощений и загрязнений вод. Биологические ресурсы, их значение для общества. Экологические функции леса. Воспроизводство и повышение продуктивности лесных ресурсов. Влияние человека на животных. Животные, вымершие за исторически документированное время. Редкие и исчезающие виды. Значение Красной книги. Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории. Недра, их рациональное использование и охрана. Почва, ее плодородие. Химический состав почвы и здоровье человека. Эрозия почв, ее виды. Засоление и заболевание почв. Рекультивация земель. Принципы рационального использования земель.

Раздел IV. Правовые исоциальные вопросы природопользования иэкологическая безопасность. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. Экологическая безопасность и опасность. Слагаемые экологической безопасности. Технологический и экологический кризисы. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды Природоохранное просвещение и экологические права населения.

48

32

16

ОК 1–9

ПК 1.1–3.3

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый характер;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1 Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к монтажу;

ПК 1.2 Организовывать и выполнять монтаж систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;

ПК 1.3.Организовывать и выполнять производственный контроль качества монтажных работ;

ПК 1.4. Выполнять пусконаладочные работы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;

ПК 1.5 Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления и кондиционирования воздуха.

ПК 2.1. Осуществлять контроль и диагностику параметров эксплуатационной пригодности систем и оборудования водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

ПК 2.2. Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем.

ПК 2.3. Организовывать производство работ по ремонту инженерных сетей и оборудования строительных объектов.

ПК 2.4. Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.

ПК 2.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

ПК 3.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на основании рабочих чертежей.

Дифференцированный зачет


В заключении хочется отметить, что подготовка студентов по основам экологического природопользования осуществляется не только в соответствии с ФГОС СПО и иными нормативными документами, но и с учетом с изменений экологической обстановкой в стране в целом и в частности в регионе. Многие ученые-экологи вносят огромный вклад в развитие экологии как науки. На сегодняшний день, исследуется множество направлений системы экологической науки, появляются новые знания, представляющие особую значимость, в экологизации российского общества в целом, и в частности студенческой молодежи.

Литература:

  1. Государственная программа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (утв. Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года).
  2. Колобова Б. А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования подрастающего поколения в северном регионе: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. ун-та, 2009. – 238 с.
  3. Ниязова А. А., Садыкова Э. Ф. Основные научные подходы, используемые в решении экологических проблем. Журнал. Современные проблемы науки и образования, вып № 1/2013 г.
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г, № 7-ФЗ.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 852.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, ОКА, экологическое образование, кондиционирование воздуха, водоотведение, образовательный процесс, отопление, природная среда, экологическая безопасность, экологическая культура.


Похожие статьи

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Похожие статьи

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Задать вопрос