Работа посвящена анализу ценностных ориентаций современного молодого поколения, которое можно обозначить как поколение «хай-тек» или Y-поколение. Рассмотрены характеристики этого поколения, а также его роль в современной культуре.
Ключевые слова: современное поколение, ценностные ориентиры современного поколения, идеалы современного поколения, поколение хай-тек, поколение Y
В настоящее время появляются многочисленные научные исследования, изучающее современное молодое поколение и его ценностные ориентиры. Эти исследования носят междисциплинарный характер и осуществляются на стыке культурологии, психологии, маркетинга и других наук. В первую очередь, на наш взгляд, изучение специфики современного поколения и его ценностных идеалов должно лежать в области философского знания, поскольку поколение — это группа людей, которых не только объединяют одни и те же социокультурные, исторические условия жизни, но, прежде всего, общее мировоззрение.
Современное поколение молодых людей, родившихся в 80–90-х годах ХХ века ученые называют поколением «Y» либо Интернет-поколением. Второе название вполне оправданно, поскольку это поколение формируется в сфере современных информационных технологий. Это поколение существует как бы в двух реальностях, определяющих и задающих его мировоззрение: виртуальной и реальной. Это поколение активных молодых людей еще называют поколение «Хай-тек». Как отмечает В. З. Шурбе: «Поколение хай-тек — это те, кого можно назвать англоязычным термином Digital Native — Цифровой человек, для которого мир высоких технологий — родная среда обитания» [3, 100]. Виртуальная реальность задает существование и ценностные установки этого поколения: оно лишено социальности, укоренности в межличностных реальных отношениях, поскольку основным инструментом их коммуникации являются не духовные отношения, а цифровые. Это поколение людей, извлеченных из конкретной социальности, в которой нет места духовности, трансляции и передачи культурного опыта.
Не менее пессимистичный прогноз относительно ценностных идеалов современного поколения дает исследователь М. Атаджанов. Он считает, что развитием цифровых технологий, растет и новое поколение, с новым мировоззрением, которое считается важным изменением в сфере общественного сознания. Сознание людей и их взгляд на жизнь меняется в связи с ростом технологии. Человечество придумывает новые возможности облегчения жизни, что приносит с собой новые проблемы, основной среди которых является неспособность устанавливать реальные социальные контакты [1].
Конечно цифровые технологии уже повседневность для современного поколения. Для них это удобство, комфорт, то, что облегчает жизнь. Это способствует развитию инфантилизма, ощущению беззаботности и легкости бытия: «основными особенностями ребят поколения «Y» является то, что они не торопятся начинать самостоятельную ответственную жизнь либо создавать собственный очаг» [2, 228].
С другой стороны, на наш взгляд, мы бы не стали делать столь пессимистичных прогнозов. По мнению американского социолога С. Херринга сознание сегодняшнего молодого поколения характеризуется в двойном направлении. Оно содержит аспекты с точки зрения предыдущего поколения и современного: «всё, чем интересуется сегодняшняя молодежь и проводит время, было придумано и произведено «поколением икс». А «поколение икс» по словам Херринга не сможет достигнуть полной перспективы и возможностей в сфере Интернет — технологии. А настоящему «Интернет — поколению», по словам Херринга, предстоит прийти приблизительно через 20 или 30 лет» [4, 26].
Можно сделать вывод, что показателем современного поколения является его высокая изменчивость, фрагментарность и мозаичность мировоззрения, что делает его более адаптируемым, настроенным на социальные изменения. Главными ценностями для поколения Y являются знания и потребность использовать эти знания в реальной жизни: «Это поколение высокообразованных людей, которые ценят свой главный ресурс — знание. Они родились в обществе знаний и используют эти знания с самого начала. Они несут информацию на кончиках своих пальцев всю жизнь» [5, C. 2]. Современное поколение — это поколение для которого главной ценностью становится знание — это поколение знатоков, которые сами все знают и не терпят никакого информационного насилия и поучительства по отношению к себе со стороны других. Это поколение знатоков имеет знание, но не всегда умеет действовать, не умеет понять «как» распоряжаться этим знанием, а для этого необходимо тесное взаимодействие с предыдущим поколением, которое даст опыт социокультурного взаимодействия и обеспечит межпоколенную трасляцию. Как важный элемент существования культуры в целом.
Литература:
1. Атаджанов М. Переходное поколение в современном социуме: от поколения икс к интернет- поколению // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2015. — № 4(8). — С. 69–73.
2. Раисова А. М. Особенности управления поколением «Y» // Новая наука: от идеи к результату. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2016. — С. 228–230.
3. Шурбе В. З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? // Социологические исследования. — 2013. — № 4. — С. 100–106.
4. Herring, Susan C. Slouching toward the ordinary: Current trends in computer-mediated communication. // New Media & Society. — 2014. — № 6(1). — С. 26–36.
5. Hobart B. Millennials are knowledgeable, but it’s your job to help them gain experience. By Buddy Hobart July 3, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://solutions21.com/2015/07/millennials-are-knowledgeable-but-its-your-job-to-help-them-gain-experience (Дата обращения: 5.09.2015).