В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.
Ключевые слова: качество, строительство, квалификация, инженерно-технические работники, аттестация, аккредитация
В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Президент Республики Казахстан — Лидер нации Н. А. Назарбаев особо подчеркнул, что необходим новый тип государственного управления. Для достижения данной цели поставлены конкретные задачи — сформировать профессиональный государственный аппарат и совершенствовать управленческий ресурс. Развитие государственной службы, глобализация и современные вызовы показали актуальность повышения качества принимаемых управленцами решений.Всвою очередь эффективность таких решений в значительной степени определяется уровнем профессионализма государственного аппарата.
На формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населенных пунктов и межселенных территорий в нашей стране не регулируются должным образом отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, а именно имеются противоречия в нормативно-правовых базах, отсутсвия компитентности в деятельности государственных служащих и правил по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений.
Исследование теоретико-методологических проблем информационного обеспечения управления, поиск способов его включения в управленческую деятельность опирается на широкий спектр научных взглядов отечественных и зарубежных ученых и практиков.
Информационное обеспечение в организационных системах управления рассматривается в работах Зиигера И. С., Иванова П. Ф., Ильиной О. П., Афанасьев Э. В., Ярошенко В. Н., Атаманчука Г. В.,КозбаненкоВ.Л., Елякова А. Д., Белла Д., Кастельса М., Ракитова А. И., Степановой Е. Е., Хмелевской Н. В., Мукалиева Н. К., Мецик О. И.
В настоящее время органы государственных органов все чаще и чаще сталкиваются с новыми проблемами управления. Данные проблемы заставляют поменять устоявшиеся манеры управления государством. Действительно так, организации в частном секторе, которые имеют обновленную менеджеральную программу управления, и бывшие руководители или сотрудники которых, устраиваясь на государственную службу, бросают вызов государству применяя менеджеральный подход. Эти изменения в государственном управлении должны управляться в первой приоритетности.
Эти реформы вдохновляют на обширную модель ставящие точки в частном секторе, которые имеют на своей стороне, и живут с реальной менеджеральной революцией (активизация, мыслить по менеджменту). Вся эта работа относительно менеджмента позволила лучше понять, все, что происходит в секторе, который можно назвать «черный ящик менеджмента», и которое подсказывает в начале подсказывает обдумывать, рассматривать, и только потом анализировать некоторую проблематику и со временем, должна содержать в государственном управление следующее:
– контролировать власть, уполномоченную в своей компетенции: необходимо проинвентировать свою собственную организацию, свой сервис, у нас отсутствует, как наследство идеальная организация, следовательно, сегодня не нужно применять старые меры управления, а необходимо извлечь, те полезности, которые уже имеем;
– мотивировать сотрудников (соавторов, участников), имеющие личную приверженность, ставшие необходимостью в эффективном функционировании институтов власти;
– оценить, рассчитать доступные ресурсы, которые появляются часто в недостаточном количестве, и которые требуют обязательных сложений в настоящее время, как отсутствующие;
– организовать, поддержать и провести изменения организаций, которые именовались, быстро развивающиеся.
Эти изменения предлагают в контролировании новых полезностей. Которые представляют три ветви, это бенчмаркинг, анализ значимости и возможности.
Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Единая республиканская система государственного — архитектурно строительного контроля была образована постановлением Совета Министров Казахской ССР от 26 августа 1987 года № 400 «О реализации постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1987 года № 841 «О совершенствовании экспертизы проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений, подведомственных республиканским и местным органам управления».
В соответствии с указанным правительственным решением в единую республиканскую систему включались:
1) Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Казахской ССР (в 1991–1993 годах — Госархстрой Республики Казахстан);
2) территориальные управления государственной вневедомственной экспертизы при облисполкомах, Алма-Атинском и Ленинском горисполкомах, подчиненные одновременно соответствующему исполнительному комитету местного Совета народных депутатов и Главному управлению государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Казахской ССР.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1993 года № 1344 «О новой жилищной политике» на базе упраздненного Госархстроя Республики Казахстан было образовано Министерство строительства, жилья и застройки территорий (Минстрой) Республики Казахстан. Этим же Указом была определена структура Минстроя, предусматривающая, помимо центрального аппарата министерства, его подразделения в областных центрах и городах республиканского подчинения, осуществляющие на местах лицензирование, контрольные (инспекционные) функции, а также государственную экспертизу проектов.
В целях реализации этого Указа Главы государства постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 23 марта 1994 года № 289 на базе Главного управления государственной вневедомственной экспертизы и местных органов госэкспертизы при Минстрое Республики Казахстан был создан Департамент государственной вневедомственной экспертизы проектов (Госэкспертиза) с его территориальными подразделениями в областных центрах и городах Алматы и Ленинске (ныне город Байконыр).
Позднее, в рамках проводимой административной реформы и сокращения государственных органов, было принято постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 1996 года № 88 «О совершенствовании архитектурно-градостроительного контроля в Республике Казахстан». В соответствии с этим решением на базе упраздняемого Департамента государственной вневедомственной экспертизы проектов при Минстрое было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» с ее дочерними государственными предприятиями в областных центрах и городах Акмоле и Алматы (далее — РГП «Госэкспертиза»). При этом созданное предприятие определялось правопреемником упраздненного Департамента государственной вневедомственной экспертизы с распространением на предприятие ранее принятых нормативных актов, если иное не установлено законами.
Статус РГП «Госэкспертизы определен Законом Республики Казахстан «О государственном предприятии» в части того, что основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально- экономических задач, определяемых потребностями общества и государства путем осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций, которые сохранены за уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
В РГП «Госэкспертиза» функционирует специальный консультативно- совещательный орган Экспертный совет, занимающийся проблемными вопросами по наиболее сложным проектам, работой с государственными органами на всех уровнях, неправительственными объединениями, а также нормотворчеством, внедрением системы международных стандартов менеджмента качества, разработкой стандартов предприятия.
В РГП «Госэкспертиза» ведется постоянная работа, направленная на подбор высокопрофессинальных и опытных в проектном деле кадров, повышение квалификации экспертов, совершенствованию системы управления экспертной и организационной деятельности всех структурных подразделений предприятия, совершенствование нормативной, производственной и материально-технической базы. На предприятии установлен постоянный контроль и ведется мониторинг выполнения установленных требований по улучшению качества и повышению эффективности экспертных работ.
В РГП «Госэкспертиза» и его территориальных подразделениях с 2007 года внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международных стандартов ISO серии 9001 и получены сертификат казахстанской системы «INTERCERT» и международной системы «TUV CERT».
В настоящее время, внедряется интегрированная система менеджмента, соответствующей требованиям трех международных стандартов в области качества ISO 9001:2008, в области охраны труда и безопасности OHSAS 18001:2007, в области экологического менеджмента ISO 14001:2004.
Для обеспечения свободного доступа к оперативной, объективной и точной информации в области государственной экспертизы проектов, в 2007 году открыт официальный web-site (представительство) предприятия.
В целях построения общереспубликанского информационного пространства государственной экспертизы проектов и ведения постоянного контроля за ходом рассмотрения и экспертной оценки проектов посредством автоматизации процессов подготовки, оформления и выпуска экспертной документации, ведения делопроизводства, а также организации и ведения электронного архива документов в РГП «Госэкспертиза» внедрена и функционирует единая система электронного документооборота (ЕСЭДО).
В настоящее время наблюдается снижение качества строительной продукции и безопасности при выполнении строительных работ.
Одним из немаловажных факторов появления данной ситуации является то, что действующая система оценки соответствия, в т. ч. лицензирование, не позволяет в полной мере определить способность персонала организаций выполнять те или иные работы.
Отсутствует способ объективной оценки квалификации инженерно-технических работников проектных и строительных организаций.
При этом, организации планирующие получать лицензии и получившие их, не заинтересованы в повышении квалификации своих сотрудников, что в условиях постоянного развития технологий в строительной отрасли негативно сказывается на профессиональном уровне и конкурентоспособности организаций.
Вследствии этого наблюдается низкое качество проектирования и строительства.
В ходе изучения мирового опыта, в том числе стран-участниц ЕАЭС, США, Германии мы столкнулись с тем, что в большинстве случаев перед выдачей разрешительных документов проводится проверка знаний непосредственных исполнителей, в виде тестирования, аттестации и т.д, а также систематическое повышение квалификации специалистов с последующим повторным прохождением процедур проверки знаний.
Учитывая изложенное, предлагается:
– насытить рынок организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных негосударственных аттестационных центрах;
– данные аттестационные центры будут проводить как аттестацию, так и повышение квалификации инженерно-технических работников;
– аккредитацию аттестационных центров предлагается возложить на уполномоченный государственный орган.
В рамках международного сотрудничества Республики Казахстан данное мероприятие позволит повысить конкурентоспособность Казахстанских компаний на строительном рынке.
Литература:
- Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
- Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании».
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2002 года № 918 «О Правилах проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций».
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года № 425 «О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов».
- СНиП РК 1.02–01–2007 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство».
- СП РК 1.02–21–2007 «Правила разработки, согласования, утверждения и состав технико-экономических обоснований на строительство».
- СтП ГЭ 09–08 «Общие требования к процедуре проведения государственной экспертизы проектов, составу, содержанию и оформлению экспертных заключений».
- Жуковский Ю. Б., Сабанеев С. Н. «Экспертиза в строительстве» — М., -432 с.
- Бюллетень строительной техники № 9. 2008 г. С.60–62.
- Строительный вестник № 47 (239) 2008 г.
- Сборник нормативно-технических и нормативных правовых актов по вопросам государственной экспертизы в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, г. Астана, 2006 г.
- Официальный сайт Республиканское государственное предприятие «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» www.gosexpertiza.kz
- Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК;
- Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года № 88-V;
- «Предпринимательский кодекс» Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК
- Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК.