Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы.
Его проявления дают знать о себе регулярно, чтобы мы не забыли его и не расслаблялись. Он во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения.
Терроризм, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 205 УК РФ, имеет объективные и субъективные признаки, сближающие его со смежными составами преступлений (ст.277, 281, 105, 317 УК РФ и др.) [4].
В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые вопросы расследования и рассмотрения уголовных дел о терроризме с точки зрения разграничения схожих составов.
Данной проблемы посвящены научные разработки Н. Ф. Кузнецовой, О. В. Лукичёва, В. В. Лунеева, В. В. Мальцева, С. Ф. Милюкова, А. В. Наумова, Г. В. Овчинниковой, В. В. Орехова, В. С. Прохорова, Д. В. Ривмана, М. Н. Росенко, В. П. Сальникова, Л. И. Спиридонова, Ю. Н. Солонина, Ж. Т. Тощенко, В. С. Устинова, Л. В. Франка, Д. А. Шестакова, В. Е. Эминова и др [7,8,9].
Если при терроризме совершение взрывов, поджогов и иных действий сопряжено с устрашением населения в широком смысле этого слова, то в государственных преступлениях, причиняя смерть или вред здоровью, виновное лицо ставит перед собой задачу иного содержания — причинить вред государству как форме организации общества [5].
От посягательств на личность, собственность, порядок управления и т. п. анализируемое преступление отличается тем, что причинение вреда названным объектам является способом совершения терроризма и воспринимается виновным как промежуточный, но необходимый этап в достижении конечной цели, преследуемой им.
При терроризме собственно личность потерпевшего или характер и принадлежность имущества не интересуют преступника, ему важно путем нарушения общественной безопасности, устрашения населения вынудить органы власти к совершению или, наоборот, несовершению нужного для виновного действия. Если террористические акты совершаются бандой, то содеянное подлежит дополнительной квалификации по ст. 209 УК РФ [4,8].
От состава терроризма следует отличать, предусмотренное ст.277 УК РФ такое преступление, как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт).
Разграничение этих преступлений должно проводиться:
– по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта — основы конституционного строя);
– по объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт — путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц);
– по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт — с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).
В ст.5 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» говорится, что «борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях [3]:
1) защиты личности, общества и государства от терроризма;
2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности».
Следовало бы сделать акцент также на выявлении и устранении причин и условий, определяющих мотивацию и принятие решений о террористической деятельности. Пока же в указанном Законе говорится только о причинах и условиях, способствующих ее осуществлению.
Ситуации, связанные с терроризмом, обостряются при разрушении режима законности; нарушении принципов демократии, когда государственные органы и деятели не считают себя обязанными заботиться о нуждах большинства населения; ориентированы исключительно на обслуживание так называемой «элиты» и ангажированы ею; при «самоизоляции» находящихся в трудных условиях социальных групп, их отчуждении от культурной среды, образования, ценностей цивилизации.
В данном аспекте значение имеют знание, умение и решимость людей использовать правовые рычаги для изменения бедственного положения, уверенность в том, что законные средства будут эффективными и виновные в нарушении закона понесут наказание [10].
Борьбу с терроризмом, включающую предупреждение в качестве приоритетного ее направления, следует переносить на более ранние рубежи, а значимые в правовом отношении ситуации терроризма рассматривать в значительно более широких пространственно-временных границах, нежели конкретные ситуации закладывания взрывчатки, подрыва зданий, сооружений, захвата заложников и т. п. С этой точки зрения особенно значима криминологическая экспертиза проектов социально-экономических преобразований, различных нормативно-правовых документов. Она может помочь предотвратить развитие ситуации, способной детерминировать терроризм или иные виды криминальных способов решения проблем.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Официальное издание. -M., 1996.
- Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). // Российская газета от 10 января 2000 г.
- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 3 июля 1998 (в ред. ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. -№ 5. — Ст.3.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ЮРКНИГА. 2016
- Дьяков С. В. Государственные преступления (против основ конституциионного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М.: Издательство НОРМА. 1999.
- Еассиуни Ш. Терроризм на современном этапе развития мирового сообщества. // Государство и право. № 7.2003.
- Криминология. Учебник. /Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Юридическая литература, 1997.
- Организованный терроризм и организованная преступность. / Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.
- Петрищев В. Е. «Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом». // Государство и право № 3.2001.
- Лукашев А. Некоторые новые взгляды на системный подход к борьбе с терроризмом. // Материалы международной конференции.23–24 октября 2001.М., 2001.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. /Под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. — М.:НОРМА-ИНФРА, 2015.