В данной статье рассматривается вопрос о реализации инклюзивного образования и о роли подготовки педагогических кадров к его реализации в условиях внедрения ФГОС. Проанализированы взгляды отечественных ученых по данной проблеме. Приведены данные практического изучения готовности студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, студент, диагностика
До недавнего времени в Российской Федерации обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось в основном в специализированных школах, что приводило таких детей к социальной изоляции. Многие педагоги и родители были категорически против, они выступали за включение особенных детей в обычное детское сообщество [3]. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос об организации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как ведущей тенденцией на современном этапе становится внедрение инклюзивного образования в практику работы образовательных учреждений.
В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации также действует проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями», в ходе которого в 11 регионах созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению детей, имеющих особые образовательные потребности. Министерством образования принято решение о вводе в учебные планы педагогических вузов таких курсов, как «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями» и «Основы специальной (коррекционной) педагогики». Но существуют еще и не разрешенные вопросы. Поэтому данной проблеме уделяется особое внимание [5].
По действующему законодательству дети с ОВЗ имеют право на обучение совместно с нормативными детьми. Но часто встает проблема: наши образовательные учреждения еще не готовы к работе с такими детьми, педагоги не имеют достаточной квалификации или бояться работать с подобного рода учениками, часто встречается слабое финансовое обеспечение школ (отсутствие необходимого оборудования).
С 2017 года в России вступает в силу Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный от 18.10.2013 года. В соответствии с данным документом, педагоги обязаны использовать специальные подходы к обучению детей с ОВЗ при включении их в образовательный процесс.
Подробнее остановимся на проблеме подготовки будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ОВЗ, так как именно от качества их подготовки зависит эффективность работы с такими учениками, успешность их адаптации и социализации в обществе.
Для работы в рамках инклюзивного образования будущему педагогу необходимо знать особенности состояния здоровья каждого из детей, посещающих класс или группу. К группе учеников с ОВЗ относятся дети, имеющие:
1) задержку психического развития, временное отставание в развитии психики;
2) нарушения эмоционального развития;
3) нарушения поведения;
4) речевые, слуховые и зрительные нарушения;
5) нарушения опорно-двигательного аппарата;
6) умственную отсталость
7) комплексное отставание в развитии.
Формирование готовности к реализации инклюзивного образования у педагогов начинается в вузе. Поэтому важно на этом этапе подготовить студента-бакалавра, будущего педагога, к психологическому принятию таких детей, научить эффективно с ними взаимодействовать.
Данной проблеме уделяют особое внимание такие специалисты, как О. В. Брызгалова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др. Так И. М. Яковлева утверждает, что подготовка будущих специалистов отвечает не всем потребностям педагогической практики [6].
Важно заметить, что подготовка педагогов по традиционной модели не соответствует требованиям, которые предъявляются к педагогам в условиях реализации инклюзивного образования. В связи с этим в настоящее время необходима разработка новых подходов к подготовке педагогов, направленных на формирование компетентности педагога в реализации инклюзивного образования как составной части его профессиональной культуры [4].
По мнению некоторых отечественных и зарубежных ученых ведущую роль в эффективной реализации инклюзивного образования играет психологическая, методическая и организационная готовность будущих педагогов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ [1,2].
В данной статье приводятся результаты изучения готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми в рамках инклюзивного образования. Нами было проведено исследование на базе факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал). В нем приняли участие студенты 1 курса в количестве 11 человек, обучающиеся по профилю «Начальное образование». В качестве диагностического средства использовалась составленная нами анкета-опросник.
Приведем некоторые вопросы, включенные нами в анкету:
- Как Вы понимаете инклюзивное образование?
- Кто такие дети с ОВЗ на Ваш взгляд?
- Интересовались ли Вы особенностями организации обучения детей с ОВЗ?
- Эффективно ли на Ваш взгляд инклюзивное образование?
- Планируете ли Вы в дальнейшем получение дополнительного образования или прохождение специальной подготовки для работы с детьми, имеющими ОВЗ?
- Известны ли Вам методики коррекционной работы с такого рода детьми?
- Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью в ближайшей перспективе осуществлять работу с детьми, имеющими нарушения в развитии?
- Удовлетворены ли Вы состоянием настоящей работы коллектива школы с детьми, имеющими нарушения в развитии? Объясните почему.
Нами были получены следующие результаты: в целом отношение у студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья положительное, однако, 7 человек (63,6 %) не интересовались организацией обучения детей с ОВЗ, 1 человек (9 %) считает инклюзивное образование неэффективным, 1 человек (9 %) дает неправильное определение инклюзивному образованию, 6 опрошенных (54,5 %) не планируют в дальнейшем проходить специальную подготовку для работы с такими детьми. На основе полученных данных нами была составлена диаграмма (рис.1).
Рис. 1.Уровень готовности студентов к реализации инклюзивного образования
Следовательно, можно сделать вывод о том, что у студентов еще не сформирована готовность к реализации инклюзивного образования. Это говорит о том, что необходимо вести более тщательную подготовку будущих педагогов к работе в условиях внедрения инклюзивного образования на этапе обучения в вузе, восполнять существующие пробелы в их знаниях.
Подводя итоги проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что полученные данные и приведенные в статье факты будут полезны студентам и педагогам высших учебных заведений с целью повышения эффективности подготовки будущих специалистов к реализации инклюзивного образования в рамках ФГОС. Инклюзивное образование начинает набирать все большую популярность, поэтому важно качественно подготовить специалистов, способных работать в этой области.
Литература:
- Алехина Н. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Н. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
- Гольдфарб О. С. Опыт подготовки студентов-дефектологов Челябинского государственного университета в области сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Гольдфарб; отв. ред. М. В. Овчинников // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21–22 нояб. 2014 г). Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. ун-та. — 2015. — С. 5–7.
- Конашенкова К. О. Проблематика инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 564–566.
- Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования/ Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова// Вестник тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2015. — Т. 1. — № 4(4). — С. 251–267.
- Юденкова И. В., Щенникова С. В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8. — 114 с.
- Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ И. М. Яковлева// Вестник МГОПУ Серия «Педагогика». — 2009. — № 6. — С. 140–144.