В октябре 2016 года в Сочи прошел Всероссийский форум приемных семей, на котором заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова сделала акцент на проблеме возврата детей из приемных семей. Так в чем же кроются причины возвратов? В нашей статье мы постараемся ответить на этот вопрос.
Проводя исследование по изучению жизнестойкости и адаптивности воспитанников нескольких детских домов, мы обратили внимание на «возвратных» детей. Нами проведено исследование в трех детских домах. Выборка составила 256 респондентов. Процент возвратов — 1,5 % за период декабрь 2014 года — декабрь 2015 года. Возвращены дети подросткового возраста (Таблица).
Таблица 1
Возраст |
Время проживания в приемной семье |
Официальная причина возврата |
Количество возвратов в анамнезе |
Гостевой режим перед приемом ребенка в семью |
Прохождение приемными родителями ШПР |
13 лет |
Два года |
Поведенческие проблемы |
нет |
да |
да |
13 лет |
Два года |
Поведенческие проблемы |
нет |
да |
да |
15 лет |
год |
Поведенческие проблемы |
1 |
да |
да |
16 лет |
Несколько месяцев |
Поведенческие проблемы |
4 |
да |
да |
Мы видим, что все формальности соблюдены — перед передачей ребенка в семью, он находился в семье на гостевом режиме, приемные родители получили специальную подготовку в школах приемных родителей. Мы выделили следующие факторы, влияющие на возвращение ребенка из приемной семьи:
- Отношение персонала учреждения.
В беседах с персоналом мы выявили их положительное отношение к передаче ребенка в семью. В тоже время, у нас была возможность ознакомиться с письмом, составленным коллективом одного из учреждений. Цитата из письма: «Приемная семья является временной формой устройства ребенка, и они в любой момент могут его вернуть». При таком отношении коллектива, такое же отношение к приемной семье может сформироваться и у воспитанников. Ребенок, придя в семью, будет относиться к ней как к «временному пристанищу» и стремиться вернуться в учреждение.
- Отношение ребенка к устройству в семью.
Теплое отношение ребенка к учреждению как к семье, о чем свидетельствует обращение детей к воспитателям «мама», может явиться причиной нежелания ребенка уйти в приемную семью, или вернуться из семьи в учреждение [1]. В тоже время, особая проблема, по мнению М. В. Присяжной [2], — феномен «мы» в условиях детского дома. «Установлено, что здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Дети относятся друг к другу как кровные родственники, как братья и сестры» [2].
- Неоправданные ожидания ребенка.
В зависимости от конкретного учреждения варьируется финансовая поддержка воспитанников «добрыми дядями/тетями». Привыкнув к регулярному «праздничному» времяпрепровождению и «дорогим нарядам», при устройстве в семью, со своими правилами и устоями, с необходимостью выполнения определенных обязанностей по дому, с определенными правилами покупки вещей, с распределением и экономией финансовых средств, ребенок испытывает шок и рвется обратно в учреждение. К чести руководства учреждений, необходимо отметить, что доступ волонтеров и на данный момент значительно ограничен, дабы не воспитывать у детей потребительское отношение.
Отдельных слов заслуживает отношение к учебе. «Бедным сироткам», зачастую, жалея, ставят оценки «просто так». При устройстве ребенка в семью он лишается привычного статуса «сиротки», от него требуют знания, и как результат — ребенок хочет вернуться в учреждение.
- Неоправданные ожидания приемных родителей.
Зачастую, потенциальные приемные родители ожидают от ребенка: благодарности, помощи по дому, любви, успешной учебы. При этом забываются особенности жизни и развития ребенка, а также особенности протекания кризисных периодов развития, таких как кризис переходного возраста. Поэтому, приведя в семью подростка и ожидая от него ангелоподобного поведения, приемные родители испытывают шок и ужас от реального положения вещей. Результатом может стать возврат.
Приведем отрывки из проведенного нами интервью с выпускницей одного из детских домов А. (20 лет).
«- В каком возрасте вы попали в детский дом?
Мне было 7 лет. Сначала я была в центре (социально реабилитационный центр, прим. автора), потом меня перевели в детский дом.
— В детском доме вы быстро привыкли, вам там нравилось и все устраивало?
Нет. Привыкала я долго и так и не привыкла. Постоянно плакала, не хотела ни учиться, ни гулять, ничего. Потом меня забрали на гостевой (гостевой режим, прим. автора), стало полегче, меня забирали регулярно. Я привыкла, что меня всегда забирают на каникулы и иногда на выходные, мне стало легче смириться с жизнью в детском доме.
— А вообще дети из детского дома хотят в семью?
Большинство не хотят. В детском доме у нас были разные спонсоры. Собирали «желалки» — что хочет ребенок, то и покупали. И вещи дорогие, и телефоны, и плеера. За границу ездили, на праздники, в аквапарк, в цирк. Нас постоянно развлекали. Большинству весело и интересно в детском доме.
— Как вы учились в школе?
И тройки были, и четверки. Четверок больше. Вообще я не очень хорошо училась. Да, некоторые учителя жалели, ставили оценки повыше, потом, когда я поступила в училище, поняла, что многого не знаю, по математике, физике. Пришлось самообразовываться.
— Как вы считает, в чем главная причина возвратов?
— Большинство детей не хотят в семью, их уговаривают, убеждают. А у них и так все хорошо — живут в детском доме как семья. И даже уйдя жить в семью, часто приходят в детский дом, потому что настоящая семья их в детском доме. В другой город идти в семью вообще никто не хотел, не хотели уезжать далеко от детского дома».
Таким образом, нами выделены следующие возможные причины возвратов детей из приемной семьи:
– негативное отношение персонала учреждения к устройству воспитанников в семью;
– негативное отношение ребенка к устройству в семью;
– неоправданные ожидания ребенка;
– неоправданные ожидания приемных родителей.
Мы делаем выводы, основываясь на нашем опыте. Детские дома, в которых мы проводили исследование, на хорошем счету, персонал заботится о воспитанниках, которые, в свою очередь, хорошо относятся к персоналу учреждений. Несомненно, есть другие учреждения, причины возвратов детей в которые могут быть иными.
Литература:
- Арямов, И. А. Изучение ребёнка в детском доме. Лишённые родительского попечительства [Текст] / И. А. Арямов, В. С. Мухина. — Москва: Просвещение, 1991. — 190 с.
- Егорова, М. А. Психологические трудности детей-сирот при обучении в общеобразовательной школе [Текст] / М. А. Володина // Вестник практической психологии образования. — 2010. № 2. — C. 90–94