В статье рассматривается содержание критического мышления с разных научных позиций, определены организационно-педагогические; психолого-педагогические; социально-педагогические условия развития критического мышления студентов.
Ключевые слова: критическое мышление, студенты, практическая деятельность, психолого-педагогические аспекты
Российское общество на современном этапе развития характеризуется расширением информационного пространства, при этом огромный поток информации, поступающий извне, должен быть проанализирован и интерпретирован с точки зрения здравого смысла.
Развитие умений студентов оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения становится важной задачей современного образования.
Государство ставит задачу воспитания критически мыслящего человека, способного конструктивно думать, системно анализировать, умеющего видеть проблему и рационально ее решать.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений образования является развитие критического мышления обучающихся высших учебных заведений.
Современная образовательная парадигма предполагает переориентацию системы образования с традиционной на инновационную педагогику, которая способствует не только глубокому усвоению знаний, но и практическому умению творчески применять их для получения нового знания. Обучающиеся вправе подвергать сомнению достоверность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, что обеспечивает критическое мышление.
Для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение [1].
Критическое (направленное) мышление предполагает оценку мыслительного процесса:
– верности принятых решений;
– хода рассуждений, которые привели к определенным выводам.
В основу технологии критического мышления легли идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс).
Проблему развития критического мышления разрабатывали отечественные и зарубежные ученые Брюшинкин В. Н., Загашев И.О, Калинников Л. А., Сорина Г. В., Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.
Содержание критического мышления определяется с трех научных позиций, философского, когнитивного и прикладного. «Философский подход сводится, главным образом, к обоснованию теоретических основ изучения и описания термина «критическое мышление», его задач, целей, выполняемых функций. Когнитивное направление носит описательный характер и сосредоточено на проблеме самой природы критического мышления, на выявлении и описании психологических механизмов, интеллектуальных навыков и умений, составляющих его основу. И третье, прикладное направление, имеет своей целью разработку методик и тренингов формирования и развития критического мышления. Все три подхода тесным образом взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому большинство современных исследований стремится к разработке единой целостной концепции с учетом всех составляющих» [1].
Идеальное критическое мышление человека обычно связано:
– с любознательностью,
– хорошей осведомленностью,
– непредубежденностью,
– гибкостью,
– справедливостью в оценке,
– честностью в столкновении с личными убеждениями,
– благоразумием в суждениях,
– желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
– тщательностью в поиске нужной информации,
– разумностью в выборе критериев,
– постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассматривать содержание критического мышления как совокупность компонентов:
– внутренняя мотивация, установка на развитие критического мышления;
– интеллектуальные навыки и умения, что включает способность к распознаванию проблемы, систематизации собранной информации, распознавании научных и оценочных суждений; формировании собственной системы убеждений на основе объективных суждений о явлениях повседневной жизни;
– сформированные знания и накопленный опыт.
Основным направлением нашего исследования является изучение процесса организации и осуществления производственной практики студентов как формы учебной деятельности, способствующей развитию стремления обучающихся к глубокому пониманию проблемы с учетом особенностей реальной ситуации, к поиску новых гипотез, альтернативных решений, к осознанию собственных убеждений, поиску аргументов и обоснованных доводов в защиту собственной позиции.
Сравнительный анализ результатов практической деятельности студентов в процессе обучения (с 1 по 4 курс), позволил проследить динамику развития критического мышления, а именно:
– готовность к планированию, последовательный анализ предпринимаемых шагов;
– способность предлагать новые варианты решения проблемы, стремиться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения;
– готовность признавать неэффективность собственных стратегий, анализировать причины и разрабатывать новые подходы, совершенствуя мышление;
– рефлексию собственного мыслительного процесса;
– поиск компромиссных решений.
В логике выполнения исследования были определены организационно-педагогические; психолого-педагогические; социально-педагогические условия развития критического мышления студентов. Их совокупность в общем виде может быть представлена как:
– сформированность у студентов системы установок на целенаправленное и планомерное развитие критического мышления в процессе практической деятельности;
– внедрение в систему практической подготовки студентов инновационных методов и средств, способствующих развитию критического мышления;
– создание возможностей для участия студентов в различных видах практики (учебной, педагогической, производственной);
– обеспечение обучающимся возможности реализовать их активность и удовлетворять потребность в собственной оценке социальных явлений в процессе освоения окружающей действительности;
– содействие усвоению студентами позитивного социального опыта в процессе прохождения практики.
Организационно-педагогическими условиями являются следующие:
– изучение и выявление возможностей использования социокультурных ресурсов и резервов образовательного учреждения в организации продуктивной деятельности студентов в сфере познания;
– организация учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, обеспечивающего гуманистическую направленность личностного и социального развития студентов, коррекцию их негативного и усвоение позитивного социального опыта;
– формирование у преподавателей установки на оказание индивидуальной помощи студентам в процессе учебной деятельности;
– создание коллектива сотрудников, объединенных общей целью эффективного психолого-педагогического обеспечения развития критического мышления студентов;
– создание материально-технической базы образовательного учреждения, необходимой для организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей позитивное отношение к развитию критического мышления;
– система целенаправленной работы педагогического коллектива по психолого-педагогическому обеспечению развития критического мышления студентов.
К психолого-педагогическим условиям эффективного развития критического мышления относятся:
– изучение особенностей развития критического мышления студентов;
– формирование субъектной позиции студентов в процессе духовно-практической деятельности;
– личностно-ориентированный подход по отношению к познавательным потребностям студентов;
– создание атмосферы психологической безопасности, доверия и конструктивного взаимодействия, поддержки личностных ресурсов развития студентов;
– обеспечение возможности самореализации и саморазвития студентов актуализации их социального опыта, его осознания;
Социально-педагогические условия эффективного развития критического мышления включают в себя:
– создание субъект-субъектных отношений между участниками образовательных отношений;
– обновление традиций жизнедеятельности студентов, обеспечивающих усвоение позитивного социального опыта.
Проверка эффективности сформулированных условий может быть осуществлена в процессе производственной практики студентов, направленной на развитие мотивации к критическому мышлению, что в свою очередь будет способствовать формированию интеллектуальных умений и готовности студентов пользоваться этими умениями как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения, а аргументировано защитить собственное мнение по обсуждаемому вопросу. При этом идеи должны быть не столько теоретизированными, пусть даже очень логично выстроенными, сколько реально осуществляемыми в условиях существующей действительности.
Литература:
- Критическое мышление как образовательная ценность Н. Л. Московская, В. П. Муякина http://psihdocs.ru/kriticheskoe-mishlenie.html
- Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил.