Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности, практические рекомендации для родителей дошкольника, которому тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать все свои задатки.
Тревожность— это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет (психологический словарь).
Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако, помимо физиологических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ноги, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.
Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присуши и так называемые «возрастные страхи».
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.
В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. В 6–7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7–8 лет — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень мнoгo, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители, детский сад, школа.
- Наследственность: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.
- Обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями способствует появлению, повышению и закреплению тревожности:
1) завышенные требования к ребенку («Ты должен учиться только на пятерки»);
2) конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой);
Тревожный ребенок, как правило, обладает большинством из следующих характеристик: любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство; во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи); беспокойно спит, жалуется на страшные сны; у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется; плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других.
Работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:
‒ во-первых, по повышению самооценки ребенка;
‒ во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
‒ в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:
‒ прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Наши успехи», «Это мы можем»), награждать ребенка, участвовать в конкурсах, собирать портфолио дошкольника.
‒ Нельзя сравнивать результаты выполнения заданий этих детей с другими детьми. При общении с тревожным ребенком, такой способ сравнения не допустим. Если же все-таки проводить сравнение, то лучше сравнивать результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад.
‒ При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время. Таких детей не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку время для ответа, стараясь не повторять вопрос дважды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
‒ Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому надо запастись терпением.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр, необходимо также использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезны игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками). Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применять простейшие элементы массажа или просто обнимать ребенка.
Игра «Добрый — злой, веселый — грустный» (на примере сказка «Приключения Буратино»)
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: взрослый предлагает ребенку вспомнить героев любимых сказок. Затем просит ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? Кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных)? Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев, и показать тебе, как он выгладит. А ты отгадай, кто это?» Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает кто это.
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка, по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжения уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной непредвиденной ситуации, ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в конкретных ситуациях, считается необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности в этом направлении предоставляет ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны, иногда комической, относительно к нему как менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справиться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсуждать с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций.
В работе с маленькими детьми — младшего и среднего дошкольного возраста — наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор игр, осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» или «трусливую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» — взрослый, затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от последующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
Литература:
- http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_01k.shtml
- http://special3.shkola.hc.ru/page_pedagog_psikholog.htm