Современный педагог — не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.
Л. С. Выготский
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. В современной педагогической деятельности меняются традиционные роли учителя и учащихся — здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику.
Основная задача учителя — компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс; развивать у учащихся подвижность и способность творческого мышления, учить рассуждать и мыслить; сохранить здоровье школьников, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
И для реализации этих задач на уроках внедряются инновационные технологии: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения.
Они способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.
Самая оптимальная в работе с первоклассниками — это игровая технология. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках, проявлению творчества. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к знаниям.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
‒ Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета — урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — игра «Путешествие по стране сказок» и т. д.;
‒ В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) — игры «в слова», игры «со словами», игра «Дополни слово», игра «Перевёрнутые слова», игра «Соедини половинки слов», игра «Снежный ком», игра «Арифметическая эстафета» и т. д.
Можно провести и весь урок в форме игры, например, урок–сказка, урок–аукцион, «В мире животных», «Следствие ведут знатоки», КВН, «Путешествие по станциям», «Ярмарка» задач и другие.
Игровые формы обучения на уроке — эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы урока, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке — удивление, затруднение.
Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания — незнания. Так же через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е. Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Информационно-коммуникативные технологии используются на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Многие уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Окружающий мир — «Путешествие по городу», «В Ботаническом саду», «Россия — Наша Родина»; русский язык — «Учим буквы», «Занимательная азбука». При закреплении знаний о гласных и согласных звуках, такие упражнения как «Найди звук», «Составь звуковую схему», «Составь слово»; литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д.
Используются компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтении скороговорок, проведении физкультминуток.
Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Начиная с начальной школы, обучающиеся нацелены на использование компьютера при подготовке к урокам: докладам, презентациям, выступлениям.
Технология проектного обучения используется в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Она не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира: «Растения зимой», «Растения нашего класса», «Что растет на клумбе», «Домашние животные»; чтение: «Загадаю — отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе — сила»; математика: «В мире чисел» и многие другие.
В рамках проектной работы учащиеся могут подготовить мини-проекты на темы: «Домашние животные», «Рыбы наших водоемов», «Природа села», «Улицы нашего села», макет «Мой дом. Моя улица» и др. Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью — необходимое условие успешности современного человека. Особое место в начальной школе имеют здоровьесберегающие технологии, которыеприменяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование разных видов деятельности.
На уроках проводятся физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию. Выбирать физкультминутку нужно в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то используются упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение — гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
На переменах проводятся оздоровительные игры, до уроков — утренняя зарядка, между уроками — динамическая пауза. На классных часах и кружках внеурочной деятельности ребята беседуют на темы «Чистота — залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности», «Режим дня».
На уроках математики и русского языка также нужно прививать своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач и упражнений. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод, о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи и упражнения также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
Важным звеном цепи здоровьесберегающих технологий является психологический климат на уроке. Каждый урок начинается и заканчивается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия и по завершению урока можно предлагать детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент. Учителю это даёт возможность скорректировать свои планы и действия, и найти индивидуальный подход к каждому ребёнку так, чтобы в конце урока настроение у всех было хорошее.
А учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
Задачи, которые решает применение данных технологий тесно пересекаются с задачами по формированию ключевых компетенций, выраженных в следующих УУД:
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т. д.
Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, а, следовательно, повышается качество знаний.
Литература:
- Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. — 2010. — № 2. — С.107–114
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Школа-Пресс, 2002. — 120 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 306 с.
- Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л. И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. — 2010. — № 1. — С.36–38.