Объекты культурного наследия (далее ОКН) представляют собой уникальную ценность как неотъемлемая часть культурного наследия и свидетели исторических событий, способствующие устойчивому развитию общества.
Город Оренбург имеет многоликую и насыщенную историю, которая оставила отпечатки в виде памятников истории и культуры. Важность и значимость этих объектов соизмерима, пожалуй, только с памятниками природы. В настоящее время вопросы охраны объектов культурного наследия становятся все более актуальными, а вместе с ростом необходимости в сохранении и популяризации памятников возрастает необходимость государственного учета этих объектов одновременно как памятников истории и культуры и как особого вида объектов недвижимости.
В целях охраны и сохранения ОКН для каждого объекта определяют: территорию (как объекта градостроительной деятельности особого регулирования) и зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта), в пределах границ которых определяют режимы использования и градостроительные регламенты [1].
Территорией объекта культурного наследия называется территория, на которой расположен этот объект, которая связана с объектом исторически и функционально. Границы территории устанавливаются проектом границ территории объекта культурного наследия, который оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Для установления зон охраны оформляется проект зон охраны памятников истории и культуры, который утверждается актом органа государственной власти. Сведения о зонах охраны и территориях объектов культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости [1].
Зоны охраны ОКН относятся к ЗОУИТ. В реестр границ Единого государственного реестра недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон [2].
Так как зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства, для внесения в государственный кадастр недвижимости подготавливают карту (план) объекта землеустройства.
Для подготовки карты (плана) территории и зон охраны ОКН используются сведения из паспорта и охранного обязательства. Паспорт памятника истории и культуры содержит информацию, касающуюся исторической ценности объекта. В его состав включаются сведения о полном наименовании объекта; об основных временных характеристиках, категория объекта культурного наследия, номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта в реестр; сведения о местоположении объекта, сведения о границах территории объекта и описание непосредственно предмета охраны и ценности объекта, фото-материалы и сведения о границах зон охраны объекта с указанием номера акта принятия решения об утверждении зон охраны объекта.
Охранное обязательство собственника или иного владельца составляется для объектов культурного наследия, включенного в реестр. В нем указываются требования при содержании и использовании такого объекта к сохранению, содержанию и использованию объекта, к обеспечению доступа к объекту. Если требования, которые указаны в охранном обязательстве, не устраивают собственника, он имеет право обжаловать их в суде.
В целях описания местоположения и внесения в ГКН границ территорий и зон охраны ОКН определили следующие этапы: подготовительные работы; формирование цифровой модели зон охраны и территорий; предварительное согласование цифровой модели объекта землеустройства; подготовка и согласование карт (планов) объекта землеустройства; предоставление карт (планов) объекта землеустройства заказчику и в государственный фонд данных; сопровождение внесения в ГКН территорий и зон охраны объектов культурного наследия [1].
Для большинства памятников истории и культуры в Оренбургской области характерны следующие проблемы, связанные с сохранением, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия:
- большинство выявленных объектов культурного наследия не имеет документации, необходимой для их регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- большинство объектов культурного наследия не имеет охранных обязательств;
- земельные участки под памятниками архитектуры в ряде случаев числятся в кадастре как ранее учтенные, не имеют правоустанавливающих документов;
- в кадастре недвижимости в основном отсутствует информация об охранных обязательствах в отношении объектов культурного наследия;
- большинство памятников археологии не имеют утвержденных зоны охраны объектов культурного наследия и утвержденных режимов использования земель;
- зоны охраны объектов культурного наследия не имеют точных географических координат и нанесены на документах территориального планирования условно;
- многие здания-памятники, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии;
- не установлены эффективные механизмы привлечения внебюджетных средств для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия.
Также существуют некоторые проблемы в сфере кадастрового учета объектов истории и культуры на территории города Оренбурга. К таким случаям можно пересечение территориальных зон с земельными участками, где не соблюдаются правила хозяйствования, введенные на территории памятника истории и культуры; проблемы постановки на кадастровый учет многоквартирных домов, которые являются памятниками истории и культуры, но при этом относятся к жилым домам; частые случаи пересечения охранных зон памятников истории и культуры с другими охранными зонными и земельными участками; нахождение на территории памятников истории и культуры не поставленных на кадастровый учет земельных участков.
На состояние 24.01.2014 поставлены на кадастровый учет 45 территорий объектов культурного наследия, 9 охранных зон. Например, зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955–1957 гг. учился первый в мире летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич» (рисунок 1).
Рис. 1. Зона охраняемого природного ландшафта ОКН «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955–1957 гг. учился первый в мире летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич»
На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.
На сайте Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области опубликованы списки всех выявленных и занесенных в реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры по Оренбургской области.
Согласно анализу данных на территории Оренбурга расположено 423 объекты культурного наследия, из них 207 выявленных памятников, 16 памятников федерального значения, 197 памятников регионального значения и 3 местного значения.
Проанализировав списки объектов культурного наследия города Оренбурга на 23 сентября 2016 года можно сделать вывод, что почти половина памятников истории и культуры являются выявленными, то есть в их отношении необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы для составления паспорта памятника истории и культуры и внесения его в реестр объектов культурного наследия.
Среди объектов культурного наследия в г. Оренбурге больше всего памятников (их насчитывается 412), всего 10 ансамблей, например, ансамбль «Хусаиния» федерального значения, 1906года, в составе которого 2 объекта: Мечеть с минаретом и Медресе, и одно достопримечательное место — место захоронения жертв сталинских репрессий в 1930−1950 годах в Зауральной роще (рисунок 2).
Рис. 2. Виды объектов культурного наследия г. Оренбурга
Ситуация с охраной объектов культурного наследия в нашей области и Оренбурге также показывает менее оптимистичную динамику, чем в соседних с нашей областью регионах.
Большая проблема состоит в малом финансировании государством сферы охраны памятников историко-культурного наследия.
К памятникам истории и культуры относят также лесопарковые зоны. Но в большинстве случаев эти территории внесены в реестр памятников природы. Однако лесопарковые участки, прилегающие к историческим усадьбам, имеют важное историко-культурное значение и антропогенное происхождение. Например, лесопарковая зона усадьбы П. И. Рычкова в селе Рычковка, Аксаковский парк в с. Аксаково, лесопарк и лесопосадки А. Н. Карамзина в с. Полибино. Поэтому лесопарковые зоны, имеющие историческую ценность, и которые необходимо сохранить, следует вносить в реестр объектов истории и культуры. При этом необходимо причислять к памятникам истории весь ансамбль, включая и лесопарковую зону, и саму усадьбу. По-прежнему сохраняются проблемы отнесения к памятникам природы археологических объектов — курганов, древних рудников [3, 4].
Поэтому для решения проблем с кадастровым учетом необходимо решить отдельные задачи в области сохранения, популяризации и охраны объектов культурного наследия.
Во-первых, обеспечение государственного надзора, применение современных научных методов и вовлечение объектов истории и культуры, в том числе и памятники археологии, в сферу туризма и рекреации.
Во-вторых, восстановление и обновление храмов и монастырей, которые всегда были важными центрами духовной жизни.
В-третьих, сохранение народных художественных промыслов и ремесел, которые являются частью национальной культуры, выражают ее самобытность и неповторимость [5].
Важным моментом является отсутствие в документах территориального планирования программы перспективного развития муниципального образования в сфере популяризации и сохранения историко-культурного наследия. Наличие в документах территориального планирования направлений градостроительной деятельности, которая бы регулировала сохранение и учёт объектов истории и культуры, значительно улучшило бы современное состояние в области сохранения и учета объектов культурного наследия, позволило бы оценивать существующие положение памятников истории и культуры, их учет и присвоенные статусы [6].
Популяризация объектов культурного наследия имеет значимость не только для развития туризма, но и для охраны этих объектов. Развитие туристического направления в области памятников истории и культуры способствует привлечению инвестиций в регион и сохранению объектов. Пропаганда значимости и уникальности этих объектов развивает направление охраны объектов культурного наследия. Развитие исторического туризма создает привлекательный образ региона в сфере сохранения истории и культуры.
В целях реализации документов стратегического планирования региональным органов власти, уполномоченным в сфере сохранности, использования и популяризация объектов культурного наследия предлагаются для исполнения следующие мероприятия:
- провести инвентаризацию объектов культурного наследия и мониторинг их состояния;
- актуализировать зоны охраны и территории объектов культурного наследия, уточнить характерные точки их границ и режимы использования территории;
- разработать и утвердить подпрограммы сохранения и развития исторических поселений;
- разработать комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на укрепление системы органов охраны объектов культурного наследия;
- активизировать применение имеющихся административно-процессуальных полномочий в целях пресечения и профилактики правонарушений в сфере охраны объектов культурного наследия [5].
На сегодняшний день система правового обеспечения объектов истории и культуры в г. Оренбурге требует существенных доработок, соответственно она может и должна развиваться, в это же время развитие должно происходить и в техническом аспекте.
Литература:
- Калюжин В. А., Одинцова Н. В. Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГУГиТ. – 2013. — Вып. № 3 (23). — С. 82–87.
- Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/– 02.04.2017;
- Петрищев В. П. Проблемы антропогенной трансформации объектов природного наследия Оренбургской области / В. П. Петрищев, И. Г. Яковлев // Природное наследие России в 21 веке: доклады II Междунар. научно-практ. конф. — Уфа, 2008. — С. 327–332.
- Петрищев В. П. Ландшафтно-генетические особенности и современное состояние памятников природы Оренбургской области / В. П. Петрищев, И. Г. Яковлев // Урал. Бирюков. чтения: сб. науч. и науч-попул. ст., посвящ. 120-летию В. П. Бирюкова. — Челябинск, 2008. — Вып. 5, ч. 2: историко-культурное наследие российских регионов. — С. 375–379.
- Бергаль Е. В. Интеграция концепций сохранения объектов культурного наследия в стратегию социально-экономического развития региона на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016). Труды научно-практической конференции с зарубежным участием /под ред. А. В. Бабкина. — Санкт-Петербург: 2016. — С. 106–122. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25699877– 28.01.2017.
- Голякова Ю. Е. Становление и развитие системы кадастрового учета и охраны объектов историко-культурного наследия в России// Вестник СГУГиТ. – 2012. — Вып. № 4 (20). — С. 69–79.