Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Мыльников, А. С. Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России / А. С. Мыльников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 278-282. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42098/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопроекта, вносящего изменения и дополнения в данный Федеральный закон.

Ключевые слова: ТОСЭР, резиденты ТОР, таможенная процедура свободной таможенной зоны, законопроект

В условиях экономического кризиса, Российская Федерация ищет новые инструменты по поддержанию и стимулированию нашей экономики. На сегодняшний день из большущей территории России, самими трудными для развития являются Сибирь и Дальний Восток. Дальневосточный федеральный округ является самым большим, занимая 36 % от всей территории государства, при этом численность населения составляет чуть больше 4 % от населения всей страны. В виду своей отдаленности от центральной части России, приток населения на сегодня является весьма низким, из-за чего заметен дефицит рабочих кадров, которые необходимы для развития промышленности Дальнего Востока. Создание территорий со специальным режимом предпринимательской деятельности является одним из эффективных правовых средств государственного регулирования экономики и хорошо зарекомендовало себя в зарубежных странах. По такому пути давно идут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Так одним из инструментов развития экономики Дальнего Востока стало создание территорий опережающего социально — экономического развития, правовая основа которых определена Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ».

ТОСЭР представляют собой определенные участки территорий по реализации проектов, где пересекаются интересы государства и бизнеса в различных отраслях производства и сферы услуг с условиями создания новых форм взаимодействия. Но так как законодательство о ТОСЭР, создавалось в очень коротки сроки, то в настоящее время в Федеральном законе № 473-ФЗ ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ» существуют правовые проблемы, наносящие существенный ущерб экономике Дальнего Востока России.

Сегодня наиболее сложным представляется вопрос определения статуса товара на площадках ТОСЭР при производстве, которого используются иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В этом случае определение статуса товаров должно осуществляется в соответствии с требованиями достаточной переработки, закрепленные в статье 19 Соглашения от 18.06.2010 «По вопросам свободных специальных, особых экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Товар может утратить статус иностранного товара и приобрести статус товара Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с дальнейшим беспошлинным обращением на внутреннем рынке, если будет выполнено одного из условий:

  1. Произошло изменение классификационного кода товара на уровне любого из первых четырех знаков по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
  2. Процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не превышает фиксированной доли в цене конечного товара;
  3. В отношении товара произведены технологические и производственные операции, достаточные для того чтобы признать товар изготовленным (полученным) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

То есть это означает, что иностранный товар, помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должен быть подвергнут тщательной переработке, что в дальнейшем позволит резиденту ТОСЭР использовать все преимущества таможенно-пошлинного обложения и беспрепятственно перемещать его как на площадке ТОСЭР, так и за ее пределами на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Но если товары не отвечают данным критериям достаточной переработки, значит он уже, не может рассматриваться как товар, произведенный на территории Евразийского экономического союза.

Также не менее важной остается проблема идентификации иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых для изготовления товаров ЕАЭС. Способами идентификации для таможенных целей являются наложение печатей, штампов, маркировки на иностранные товары, представление фотографий и подробного описания товаров, в том числе серийных номеров и применение иных операций в зависимости от характеристик товара.

Согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2016 № 22н «Об утверждении порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» идентификацию таких товаров осуществляет таможенный орган, в регионе деятельности которого находится площадка ТОСЭР. Обязанность предоставления в таможенный орган документов и сведений, необходимых для идентификации товаров, в том числе о зарегистрированных таможенных декларациях, номерах товаров с их характеристиками, сведений об операциях, совершаемых в отношении иностранных товарах, сведений о готовой продукции, способах идентификации, экспертных заключений, технических условиях и других возложена на декларанта.

По результатам документального контроля уполномоченное лицо таможенного органа вправе принять решение о невозможности идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в готовой продукции, если представленные декларантом документы и сведения не позволяют идентифицировать иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Таким образом, если изготовленные (полученные) на площадках ТОСЭР товары, состоящие из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не соответствуют критериям достаточной переработки, и в отношении которых у таможенных органов (или привлеченных экспертов) отсутствует возможность их идентификации в продуктах переработки, при их перемещении за пределы участка ТОСЭР будут рассматриваться, как иностранные в отношении которых должны быть уплачены пошлины и налоги применительно к иной таможенной процедуре, отличной от таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Не разрешенной остается также проблема обустройства площадки ТОСЭР для целей таможенного контроля.

Так в силу положений п.2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в Российской Федерации» процедура свободной таможенной зоны применяется на площадках ТОСЭР, где создана зона таможенного контроля. Но на площадке ТОСЭР одновременно с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут находиться товары, помещенные и под иные таможенные процедуры.

Поскольку площадка ТОСЭР — это зона таможенного контроля, то условием помещения иностранных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, является соблюдение требований к обустройству, обозначению и ограждению всей границы площадки ТОСЭР.

Положениями приказа ФТС России от 13 октября 2015 г. № 2034 «Об определении требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально — экономического развития» для целей таможенного контроля установлены требования к составу и обустройству объектов таможенной инфраструктуры и места их расположения на участках ТОСЭР.

Площадки ТОСЭР должны оснащаться контрольно-пропускными пунктами, огороженными участками для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, весовым оборудованием, погрузо-разгрузочной техникой, каналами связи, информационно — техническими средства, активным сетевым оборудованием, комплексной системой безопасности, охранной и пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения и защиты информации, рабочим место для должностного лица таможенного органа в офисном помещении [4].

При расположении на площадке ТОСЭР нескольких организаций, не все из которых являются резидентами ТОСЭР, реализовать требования к обустройству зоны таможенного контроля крайне затруднительно.

В соответствии с п.8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в Российской Федерации» на управляющую компанию АО «Корпорация развития Дальнего Востока» возложены функции по обеспечению функционирования объектов инфраструктуры площадок ТОСЭР.

Но поскольку требования к обустройству зоны таможенного контроля не определяют конкретных лиц, ответственных за данное обустройство, следовательно, основные финансовые затраты по созданию и обустройству зоны таможенного контроля, возлагаются на резидента ТОСЭР или на управляющую компанию.

На сегодняшний день ТОСЭР «Аэропорт» оснащена всем необходимым и может обеспечить в полной мере применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Принимая во внимание запланированное строительство современного пассажирского терминала, реконструкцию взлетно-посадочных полос, перронов, возведение выставочного, гостиничного и привокзального комплексов до конца 2018 года, ТОСЭР «Аэропорт» в полной мере может реализовать требования таможенной процедуры свободной таможенной зоны [3].

Таким образом, новые формы взаимоотношений бизнеса и государства на площадках ТОСЭР носят дифференцированный характер, определяющий возможность применения не всех преимуществ, закрепленных в федеральном законе.

Следующая проблема затрагивает судьбу недвижимого имущества, которое остается после окончания 70 летнего срока существования ТОР. Пункт 3 статьи 16 Федерального закона устанавливает, что лицо, утратившее статус резидента территории социально-экономического развития, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории опережающего социально-экономического развития, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством [2]. Так, например, если движимое имущество иностранный резидент ТОСЭР может без проблем вывести на территорию другого государства, где он проживает, то с недвижимым имуществом этот процесс не возможен. Таким образом, законом предоставляется право «резиденту» по истечении 70-летнего срока уничтожить все, что он создал за этот срок. Сомнения в том, что резидент не будет уничтожать недвижимое имущество, это ему не выгодно не имеют под собой оснований. На протяжении 25 лет почти все заводы и фабрики, купленные иностранными инвесторами в РФ, были уничтожены. Уничтожались целые отрасли, чтобы убрать конкурентов с мирового рынка и сделать Россию страной-потребителем. Поэтому необходимо внести в соглашение о территориях опережающего развития условие, определяющего судьбу недвижимого имущества резидента после окончания срока договора с одной целью, что бы это имущество продолжало служить России.

Также Федеральным законом предусматривается, что Федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории опережающего социально-экономического развития в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее — органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в перечне контролирующих органов отсутствует Счетная палата. В силу того, что ТОР является федеральным инвестиционном проектом с государственными вложениями и налоговыми льготами, контроль над использованием государственных средств должна осуществлять Счетная палата. Поэтому необходимо внести поправку в часть 1 статьи 24 федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Для того чтобы устранить проблемы в законодательстве, которые наносят существенный ущерб как экономике Дальнего Востока, так и в целом в России, где планируется или уже функционируют ТОСЭР, необходимо при помощи законопроекта внести изменения в статьи — 14,16,24 и 25 Федерального закона № 473 от 29.12.2014. Для принятия законопроекта, он должен быть отправлен на рассмотрение в государственную Думу Федерального Собрания РФ и после положительного одобрения в ней, отправлен на подписание Президентом РФ.

Для устранения первой проблемы, связанной с определением дальнейшей судьбы недвижимого имущества, после истечения срока функционирования ТОСЭР (который составляет 70 лет), необходимо внести изменения в часть 4 статьи 14 и часть 3 статьи 16 ФЗ № 473 «О ТОСЭР в РФ»

Так в части 4 статьи 14 сказано, что в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР могут быть прописаны другие права и обязанности, но при этом нет конкретизации о каких правах и обязанностях резидента, идет речь.

Поэтому в часть 4 ст.14 ФЗ № 473, необходимо дополнить, что в соглашении об осуществлении деятельности включается условие о судьбе недвижимого имущества резидента, после утраты им статуса.

Также в части 3 статьи 16 необходимо дополнить, что лицо, утратившее статус резидента ТОСЭР вправе распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом, в соответствии с гражданским законодательством, и положениям Федерального закона № 473, за исключением случаев, установленных частью 4 статьи 14 данного закона.

Для решения второй проблемы, касающейся отсутствия надзорного органа по контролю над расходом денежных средств на ТОСЭР в части 1 статьи 24, ФЗ о территориях опережающего развития в РФ, необходимо дополнить:

Федеральный, региональный и муниципальный государственный контроль на территории опережающего развития в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, помимо уполномоченных федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти должен осуществляться Счетной Палатой Российской Федерации.

Для устранения последней проблемы, отнесенной к таможенному делу и связанной с помещением резидентами ТОСЭР, товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории опережающего развития, необходимо внести изменения в часть 2 статьи 25:

Таможенная процедура свободной таможенной зоны должна применяется на специальных участках территории опережающего социально-экономического развития, строго используемых лишь для данной таможенной процедуры, где создана зона таможенного контроля, Под участками ТОСЭР используемых для таможенной процедуры свободная таможенная зона, понимаются земельные участки, строения, помещения, открытые площадки, расположенные на территории опережающего социально-экономического развития и находящиеся во владении или в аренде у резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Чтобы таможенный контроль проводился оперативно и в установленные сроки таможенными органами в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), необходимо дополнить статью 25 частью 10 следующим содержанием:

Участки ТОСЭР, созданные под зону таможенного контроля и используемые для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны оснащаться контрольно-пропускными пунктами, площадками для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, весовым оборудованием, погрузо-разгрузочной техникой, каналами связи, информационно-техническими средства, активным сетевым оборудованием, комплексной системой безопасности, охранной и пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения и защиты информации, рабочим место для должностного лица таможенного органа в офисном помещении.

В целях предотвращение умышленной неуплаты таможенных пошлин резидентами ТОСЭР, когда товары, находящиеся под иными таможенными процедурами, помещаются на площадку с товарами под процедурой свободной таможенной зоны, следует дополнить статью 25 частью 11 со следующим содержанием:

На площадках, предназначенные для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления на территории опережающего социально-экономического развития, где помещаются товары под таможенную процедуру свободная таможенная зона, запрещается помещение товаров, находящихся под другими таможенными процедурами, в целях достоверной идентификации товаров таможенными органами.

К преимуществам введения в действие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», безусловно, можно отнести то, что не потребует вносить изменения в другие законодательные акты Российской Федерации.

Литература:

  1. По вопросам свободных специальных, особых экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны: соглашение от 18.06.2010 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.12.2016).
  2. О территориях опережающего социально — экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.12.2016).
  3. О создании территории опережающего социально — экономического развития «Хабаровск»: постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 г. № 630 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.12.2016).
  4. Об определении требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально–экономического развития: приказ ФТС России от 13 октября 2015 г. № 2034 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 06.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): свободная таможенная зона, таможенная процедура, Российская Федерация, таможенный контроль, опережающее социально-экономическое развитие, товар, РФ, экономическое развитие, недвижимое имущество, территория.


Похожие статьи

Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО

В статье выявляются предпосылки появления такого механизма, как территории опережающего социально-экономического развития. Проводится анализ документов стратегического планирования РФ и даётся их перечень в соответствии с иерархией. Делается вывод о ...

Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области

В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты...

Правовое регулирование социального предпринимательства в России

В данной статье рассматривается история введения в отечественное правовое поле понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», анализируется мнения ученых-правоведов о сильных и слабых сторонах принятого Федерального закона 26...

Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...

О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики

В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

К вопросу о правовом режиме иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации

В статье рассмотрены основные особенности правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости кодификации актов законодательства в сфере инвестиционной деятельности для упрощения правового регулирования и устр...

Несовершенства развития контрактной системы в России

В научной статье проанализированы отдельные поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор приходит к выводу, что...

Целеполагание и управление рисками социально-экономического развития в муниципальных образованиях

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в наиболее сложном положении в Российской Федерации оказались муниципальные образования, представляющие собой «первичный» уровень управления. Это повышает актуальность поиска эффект...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Похожие статьи

Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО

В статье выявляются предпосылки появления такого механизма, как территории опережающего социально-экономического развития. Проводится анализ документов стратегического планирования РФ и даётся их перечень в соответствии с иерархией. Делается вывод о ...

Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области

В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты...

Правовое регулирование социального предпринимательства в России

В данной статье рассматривается история введения в отечественное правовое поле понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», анализируется мнения ученых-правоведов о сильных и слабых сторонах принятого Федерального закона 26...

Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...

О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики

В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

К вопросу о правовом режиме иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации

В статье рассмотрены основные особенности правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости кодификации актов законодательства в сфере инвестиционной деятельности для упрощения правового регулирования и устр...

Несовершенства развития контрактной системы в России

В научной статье проанализированы отдельные поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор приходит к выводу, что...

Целеполагание и управление рисками социально-экономического развития в муниципальных образованиях

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в наиболее сложном положении в Российской Федерации оказались муниципальные образования, представляющие собой «первичный» уровень управления. Это повышает актуальность поиска эффект...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Задать вопрос