В многочисленных исследованиях отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (О. С. Орлова, В. И. Городилова, Ф. Ф. Рау Е. И., Радина), а именно, формирования произношения звуков (Б. М. Гриншпун, А. Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Г. В. Чиркина и др.). [2, С.21] Данная проблема является междисциплинарной и охватывает различные области знания. В анатомии и физиологии человека раскрывается механизм психофизического становления межфункциональных связей центральной нервной системы (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, И. П. Павлов, И. М. Сеченов); в психологии, нейролингвистике и психолингвистике рассматривается формирование сложной структуры речевой деятельности (А. А. Залевская, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, Р. М. Фрумкина, А. Р. Лурия) [2]; в логопедии определяются причины отклонений речевого развития, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений, классификации речевых расстройств [1].
«Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» [4]. К данной категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
В основе естественнонаучного понимания психофизиологических нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР) лежит учение П. К. Анохина о речевой функциональной системе, учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности, учение А. Р. Лурия, И. П. Павлова, И. М. Сеченова о динамической локализации высших психических функций. Речь представляет собой сложную функциональную систему, которая основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, выполняющих специфическую, определенную операцию речевой деятельности.
С. И. Маевская и Г. В. Гуровец считают, что при фонетико-фонематических расстройствах имеются трудности в функциональных возможностях различных отделов и уровней нервной системы.
Приемником традиции К. Д. Ушинского является Д. Б. Эльконин, который отмечает, что в основе обучения грамоте лежит работа со звуками речи, а не с буквами. Действие звукового анализа является основным действием со звуками, а это разложение слова на составляющие его звуковые элементы и установление их последовательности в слове [3, С.312–315]. Таким образом, можно выделить две ступени к овладению грамотой — фонематическое и звуковой анализ.
В многочисленных исследованиях отмечается, что для полноценного развития фонематических представлений необходима сформированная произносительная деятельность, которая, обычно вызывает серьезные затруднения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Следовательно, при обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо развитие фонематических представлений с использованием определенного минимума произносительных средств, с опорой на широкие компенсаторные возможности.
Состояние фонематического развития детей имеет большое влияние на овладение фонематическим анализом.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно в виде различных звуковых замен и искажений. При обследовании речи ребенка необходимо установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («тупень» вместо ступень).
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, «сжатая» артикуляция, общая смазанность речи. Это в основном дети с дислалией, дизартрией и ринолалией — артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы.
«Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии:
1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;
2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;
3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.
4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов» [4].
5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода — различение правильного и неправильного произношения.
Фонематический слух, являющийся важным звеном речевой деятельности, играет значительную роль и в других аспектах психического развития ребенка: перцептивной, когнитивной, регулятивной деятельности и др.
Вопрос фонетико-фонематического недоразвития у детей и методы коррекции произношения является наиболее разработанным (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева) [2].
Недоразвитие фонематического слуха ведет к тому, что дети испытывают затруднения в освоении правильного звукопроизношения, в овладении звуковым анализом слова, в овладении грамотой, а впоследствии — навыками письма и чтения.
В литературе достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза фонетико-фонематической стороны речи, характерные признаки ФФНР и особенности речи детей с этим нарушением. Развитие фонематического слуха имеет большое значение в системе обучения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми необходимо проводить обследование всех сторон психического, физического и речевого развития ребенка.
Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи затрагивает вопросы нескольких областей знания и требует дополнительного изучения.
Литература:
- Голубева Г. Г. Нарушения фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Логопед в детском саду. — 2006. — № 4. — С. 16–21.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: СОЮЗ, 2001. — 156 с.
- Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
- Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25522553 (дата обращения: 26.03.2017).