Данная статья посвящена детальному анализу темы выбранной дипломной работы «Проектирование семейного культурно-досугового центра». В статье приведен опыт мирового и отечественного проектирования и строительства культурно-досуговых центров, а также представлен краткий предпроектный анализ и концептуальная идея проектирования на территории города Волжский.
В наше время среди всех возрастных групп населения активно идет утрата нравственных ориентиров, семейных ценностей и традиций. По статистике за последние пять лет (период с 2011 по 2015) на территории Российской Федерации половина из заключенных браков распадается. Такие показатели крайне неутешительны, но к, сожалению, данная тенденция становится обыденной. Социокультурная жизнь теряет свое былое значение, особенно среди молодежи. Все большее число людей проводят свой досуг в барах и ночных клубах за распитием алкогольных напитков или дома перед телевизором, не вставая с дивана. Как в Волгограде, так и в близлежащих городах данной проблеме уделяется незначительное внимание. Одним из методов ее решения является организация культурно-досугового отдыха населения, что позволит развиваться социальной активности и творческому потенциалу личности, а так же объединить разновозрастные категории населения, организовать именно семейный отдых. Решить поставленные задачи могут рекреационно-оздоровительные процессы, которые являются физической активностью, интеллектуальной деятельностью, творческим процессом. Улучшение деятельности культурно-досугового центра по организации отдыха населения на сегодня является актуальной проблемой. Необходимо переходить от критической оценки существующего положения к реальным действиям — разработке грамотного проекта культурно-досугового центра. Начальным этапом решения поставленной задачи является анализ зарубежного и отечественного опыта строительства и проектирования объектов данного типа.
Мировой опыт строительства богат нестандартными проектами, несущими в себе интересное архитектурное или дизайнерское решение. Подобным сооружениям является проект Культурного центра Eemhuis, выполненный архитектурной студией Neutelings Riedijk Architects. (рис.1)
Здание имеет весьма замысловатую форму, объем объекта насыщен функциями. Центральная площадь перед культурным центром плавно перетекает в первый этаж, который практически полностью остеклен. Со второго этажа основным материалом выступает кирпич, что придает объекту брутальность. Кафе и выставочный зал занимают площадь первого этажа, на втором этаже разместилась библиотека с решением лестницы в виде широких террас. Выше — архив города, а четвертый этаж занимает Школа искусств, факультеты которой размещаются в разных объемах с рационально продуманной системой коммуникаций между ними.
Рис. 1. Проект Культурного центра Eemhuis
Другим примером может служить проект «Витра Хаус» (рис. 2), представляющий собой общественное здание, сочетающей функции офиса, выставочного пространства, объектов торговли. Без ущерба для функциональности и экономичности архитектура представленного проекта весьма выразительна- выражена концепция, которая читается в объеме. Проект формирует композицию из призм, в основании которых лежит пятиугольник. Между собой объемы достаточно сложно сочетаются, переходы между ними нестандартны. Интерьер вторит внешнему облику здания — все его детали сделаны из архитектурных элементов.
Рис. 2. Витра Хаус
Так же интересны следующие объекты мирового строительства: Культурный центр Caixaforum в Сарагосе, башня Samitaur Tower в Лос-Анджелесе, Общественный клуб-центр «Herstedlund» в Дании и др. Все эти комплексы несут в себе архитектурную идею, придавая уникальность объекту.
Отечественный опыт в проектировании и строительстве культурно-досуговых центров не богат, и чаще всего ограничивается небольшим набором функций. Это связано с недостаточным финансированием в данной области, да и в целом невысоким уровнем экономики. Интересен проект центра науки и культуры в Кабуле, архитекторы — С. И. Орешкин, Р. В. Андреева, О. С. Сафронова, П. Н. Кочнев. Е. А. Белят. (рис. 3) Комплекс включает себя культурный центр, бассейн, спортивные залы и даже, жилой блок.
В облике здания переплетаются восточные мотивы и орнамент зодчества Руси.
Рис. 3. Центр науки и культуры в Кабуле
Анализируя представленные выше примеры, нужно отметить, что проектирование культурно-досуговых центров является задачей интересной и в полной мере раскрывает творческий потенциал архитектора. Здесь нет четко установленных размеров помещений, как например, при проектировании физкультурно-оздоровительных комплексов или образовательных учреждений. Оправданный нестандартный подход, сохраняющий в себе функциональность и экономичность являются залогом к успешному проектированию культурно-досуговых комплексов.
Крайне важным при проектировании любого объекта является выбор места размещение сооружения. Необходимо разработать не только объект, но и провести функциональное зонирование территории. Если рассматривать вопрос о создании объекта данного типа, например, в г. Волжский, то наиболее подходящим местом проектирования культурно-досугового центра может рассматриваться территория по ул. 87-й Гвардейской. Данный участок имеет достаточно большую площадь, что позволит реализовать идею перехода от закрытого пространства к открытым зонам. К другим преимуществам территории является доступное расположение участка в структуре микрорайона, непосредственная близость к центральной части города, близость автомагистрали городского значения, (улица Карбышева), что позволяет создать надежную транспортную связь с городом, плотная жилая застройка микрорайона, обеспечивающая высокую посещаемость планируемого объекта, положительная социально-экономическая ситуация района, располагающая к развитию и благоустройству.
Из выше изложенного следует, инвестиционный-градостроительный потенциал территории довольно высок.
В состав проекта самого объекта входит спортивный блок (скалодром, батутный центр), музей, учебные помещения, детский игровой комплекс, зона фудкорта. Особое внимание уделено рекреационной зоне — она вынесена в отдельный блок и наполнена функциями. Здесь есть возможность посетить библиотеку или специально оборудованную шахматную зону, заняться практикой асан и медитацией. Пространство заполнено цветочными композициями, формируя таким образом концепцию зимнего сада или оранжереи. Основной задачей при смешивании довольно большого и разного числа функций — это возможность с интересом посещать проектируемый комплекс людям разных возрастов, а так же приходить в центр семьей, где каждый сможет найти занятие по душе.
Архитектурный облик объекта стилизован под дерево (рис. 4). Дерево — традиционный образ семьи, символизирующий жизнь и процветание. Образ дерева фигурирует и в интерьере пространства, а так же активно используется в открытых пространствах.
Рис. 4. Эскиз концепции разрабатываемого объекта
Рис. 5. Эскиз концепции интерьера рекреационной зоны культурно-досугового центра
В заключение, хочется еще раз отметить, что проектирование культурно-досугового центра актуально в настоящее время для всех регионов, а что касается самих разработчиков, то и здесь объект данного типа может еще больше раскрыть творческий потенциал как начинающего архитектора, так и профессионала.
Литература:
- Красильникова Л. Г. Методические указания к выполнению курсового проекта «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». Хабаровск. Тихоокеанский государственный университет, 2014. – 31 с.
- Вишняк А.И, Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга. — Киев: Высшая школа, 1988. – 53 с.
- Каменец А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1997. – 41 с.
- Стрельцов Ю. А. Методика воспитательной работы в клубе. — М.: Просвещение, 1979. – С. 27–74.