В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.
Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы, электронное обучение.
Становление информационного общества, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности каждого отдельного человека и экономико-правовых сообществ в целом. Все это ведет не только к формированию новой информационной среды жизнедеятельности людей, но и новейшей, информационной среды их профессиональной деятельности. В Концепции модернизации образования на всех его ступенях поставлена ключевая задача – повышение качества образования. Одним из важных направлений модернизации образования и повышения уровня его доступности является информатизация и внедрение инновационных методов преподавания.
Важная роль в концепции отводится новым информационным технологиям, которые предполагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса. Интенсивный рост и распространение телекоммуникаций и Интернета в сфере образования является характерной особенностью сегодняшнего дня и отражает четко наметившиеся тенденции и потребности формирования больших интеллектуальных и образовательных пространств [1]. В обобщенном виде информационно-коммуникационные технологии представляют собой различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Совокупность информационно-коммуникационных технологий и электронных учебных ресурсов становятся базой развития информационно-образовательной среды вуза. Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации.
Основной особенностью электронных образовательных ресурсов, используемых в информационно-образовательной среде вуза, является единство технологических и дидактических требований, предъявляемых к ним. Осуществление интерактивного общения обучаемого и преподавателя посредством компьютера, их постоянное общение предполагает достаточно высокий уровень владения информационными технологиями любого преподавателя, ведение электронных средств контроля обучения и электронного портфолио учащихся, электронный мониторинг учебного процесса, наличие соответствующих программных и технических средств, подготовка преподавательского состава, постоянный доступ обучающихся ко всем учебным и методическим материалам. Все это требования ФГОС нового поколения. При использовании дистанционных технологий обучения образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу на бумажном или электронном носителе [2]. С применением ИКТ это сделать гораздо проще.
Организовывая занятие с применением ИКТ, необходимо учитывать следующее: уровень предшествующей подготовки обучаемых, методическую цель занятия, тип занятия (лекция, практика или лабораторная работа), готовность обучающихся к восприятию информации с помощью новых технологий. В целом информационно-коммуникационные технологии в образовании полезны, если та или иная образовательная компьютерная технология позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии [3].
В то же время кроме «плюсов» при использовании сегодня в учебном процессе ИКТ присутствуют и «минусы». Наиболее распространенный вариант использования ИКТ – это представление материала в виде презентаций [2]. Предположим, что подготовлена хорошая презентация по теме (слайды оформлены в соответствии с требованиями, в хорошей цветовой гамме, с большим набором иллюстраций и т.д.). Проблемы восприятия все равно остаются. Не все люди одинаково воспринимают цветовое оформление. Особенно старательные студенты вместо того, чтобы слушать преподавателя начинают быстро конспектировать информацию со слайда [4]. Кто-то достаточно быстро и легко воспринимает читаемую информацию со слайда с одновременным озвучиванием преподавателям, а кому-то необходимо сначала прослушать, а затем два раза перечитать слайд.
Повысить восприятие информации и качество обучения возможно путем внедрения в учебный процесс различных активных и интерактивных форм, что является в настоящее время и обязательным требованием высшей школы. Большинство из методик применения таких форм обучения могут и должны сопровождаться применением ИКТ.
Литература:
- Бушинский В. И., Новиков С. В., Смолин С. А. Управление в технологиях дистанционного обучения// Право и образование. – 2001. – № 1. – С. 92–95.
- Коломейченко А. С., Польшакова Н. В. Инновационные методы организации учебного процесса в высшем профессиональном образовании России//Europaische Fachhochschule, 2013. – № 1. – С. 101-112.
- Коломейченко А. С. Системные принципы информатизации образований в высшей школе/ А.С. Коломейченко//Образование и наука в современных условиях, 2015. – № 3. – С. 109-111.
- Коломейченко А. С. Дистанционные образовательные технологии в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013. – № 9. – С. 206-208.
- Яковлев А. С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования // Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 4 (14). С. 127-131.