Малое предпринимательство или малый бизнес – важная составляющая часть современной российской экономики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой нестабильность малого бизнеса во многом связана с его сильной зависимостью от внешней среды – как от STEЕP-факторов (социальных, технологических, экономических, экологических, политических), так и от факторов конкурентного окружения (в т.ч. – от поставщиков и потребителей). Для того чтобы выжить и занять свою рыночную нишу, малый бизнес должен хорошо ориентироваться и адаптироваться в условиях достаточно высокой степени неопределенности и риска. Это означает, что деятельность малого бизнеса изначально носит рисковый характер, а потому требует прикладного маркетинга, применение имитационного моделирования (далее – ИМ) и прикладного программирования (далее – ПП).
Для снижения степени риска в сфере малого бизнеса требуется высокий профессионализм менеджера малой организации в области управления рыночной информацией и быстрота реакции в принятии решений при изменении условий внешней среды. То есть как лицо, принимающее решения (далее – ЛПР), менеджер и руководитель малой организации должен быть одновременно хорошим маркетологом.
Маркетинг малого бизнеса имеет особенности. Для того чтобы малая организация могла выжить и занять свою рыночную нишу, ее маркетинг с самого начала должен быть ориентирован не на абстрактные производство и сбыт, а на конкретного потребителя с его индивидуальными запросами. Иными словами, приоритетной формой маркетинга малого бизнеса является целевой специализированный маркетинг. Он позволяет сконцентрировать объективно небольшие ресурсы малой организации на наиболее важном направлении. Однако цена ошибки ЛПР, цена принятия неправильного решения в малом бизнесе многократно возрастает, т.к. у малой организации, как правило, нет финансовых возможностей диверсифицировать свою деятельность и свой риск.
Для того чтобы быстро реагировать на изменения внешней среды, оказывающей сильное воздействие на малую организацию, ее менеджер или руководитель должен проводить постоянный мониторинг рыночной ситуации по определенным наиболее значимым параметрам (спрос, предложение, цены, товары-конкуренты, альтернативные технологии и др.). Сбор и оперативное использование такой информации является решающим фактором успеха в маркетинге малого бизнеса при принятии решений. Это требует определенных знаний и навыков у менеджера и руководителя по формированию банка данных и работе с маркетинговой информацией. Наиболее доступными для менеджеров и руководителей малого бизнеса являются методы ИМ и ПП, позволяющие (при определенной подготовке менеджеров и наличии программной поддержки) достаточно быстро обрабатывать и использовать оперативную информацию и сделать анализ малого бизнеса. Одним из наиболее реалистичных и доступных для малого бизнеса способов обеспечения простоты и большей эффективности информационного исследования (далее – ИС) есть предание ИС свойства адаптивности на основе взаимодействия агентов. Так в контексте Web – сервисов (далее – SWS) адаптивность следует из факта, что новые сервисы могут быть созданы и становятся доступны автоматическим способом.
Для дальнейшего понимания ИМ и ПП, разберём эти понятия.
Имитационное моделирование – это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью, описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация – это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Прикладное программирование – это разработка и отладка программ для конечных пользователей.
К имитационному моделированию прибегают, когда:
- дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте;
- невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные;
- необходимо сделать имитацию поведения системы во времени;
- для оптимизации бизнес процессов.
Показатели, которые подвергаются оптимизации бизнеса:
- затраты процесса,
- продолжительность процесса,
- количество обслуженных клиентов,
-·количество произведенного продукта.
Неудовлетворительные значения этих показателей неизбежно снижают эффективность процесса, что приводит к потере денежных средств компании и недовольству руководителя. Почему именно эти показатели выделяются как основные? Высокая стоимость бизнес-процесса напрямую увеличивает затраты компании. Длительное выполнение процесса увеличивает вероятность того, что его результат будет получен не вовремя и к этому времени уже может быть никому не нужен.
Цель ИМ состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами – разработке симулятора (англ. simulation modeling) исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов.
Преимущества ИМ:
1) динамический характер отображения организационно-технологических и экономических систем;
2) отсутствие ограничений на вид зависимостей между параметрами имитационной модели и состоянием внешней среды; возможность исследования динамики взаимодействия компонент во времени и пространстве параметров системы;
3) возможность описания поведения компонент сложной системы с достаточной детализацией;
4) высокую адекватность имитационных моделей моделируемым системам;
5) широкая возможность применения различных средств математического описания.
ИМ позволяет имитировать поведение системы во времени. Причём плюсом является то, что временем в модели можно управлять: замедлять в случае с быстропротекающими процессами и ускорять для моделирования систем с медленной изменчивостью. Можно имитировать поведение тех объектов, реальные эксперименты с которыми дороги, невозможны или опасны.
ИМ и анализ позволяют, с одной стороны, в результате моделирования получить наиболее адекватные реальности и рациональные плановые решения, а также ответы на вопросы типа «что, если», с другой – принимать окончательное решение на основе субъективных оценок. Такое моделирование наиболее полно соответствует сути управления экономическими системами.
Применение ИМ позволяет балансировать плановые задания по организации малого бизнеса, проведению работ со всеми видами ресурсов, оценить реальность и стабильность принимаемых плановых решений, вырабатывать решения по предотвращению возможных отклонений в процессе реализации плана.
Любое предприятие или организация – это комплекс сложнейших систем, выполняющих какую-то функцию и образующих сложные взаимосвязи друг с другом. Это и производство продукции, и ее продажа, и управление персоналом, и бухгалтерия, и подготовка, и обучение кадров, и партнерские отношения – весь широчайший спектр функций современного предприятия. Поэтому поиск оптимальной и действительно надежной модели бизнеса – важнейшая задача для каждого руководителя и собственника бизнеса. ПП обеспечивает высокотехнологичный подход к решению даже сверхсложных задач.
Использование правильно подобранного софта дает возможность:
- грамотно организовать и эффективно вести трудоемкие рабочие процессы;
- оптимизировать расходы;
- снизить издержки;
- повысить производительность труда.
Каждое предприятие имеет свою форму собственности, уникальную схему управления проектами, техническую базу, персонал. Подстроить работу программного продукта под деятельность конкретной компании или организации так, чтобы его использование было максимально эффективным, очень сложно и дорого. Софт, ориентированный на определенную сферу деятельности, будет малоэффективен в организации производственных процессов в другой сфере. И, что бы ни говорили продавцы, но универсального софта не существует. Каждый из продуктов прикладного программирования решает конкретную задачу, имеет свой функционал, технические характеристики и совместимость с другими продуктами.
Купленные популярные программы придется модифицировать и адаптировать под нужды компании. Но они – не эластичный кусок пластилина, а полноценная система, из которой невозможно лепить все, что необходимо. С одной стороны, популярность хорошо – можно найти много информации на просторах интернета и в печатной литературе. Но с другой стороны популярные программы пишутся по некоторым правилам, так сказать чтобы «всем было хорошо». Часто такое в бизнесе не оправдывается, т.к. каждый бизнес имеет свою специфику, имеется ввиду, что решаются по-разному прикладные задачи.
Таким образом, чтобы продукт полностью соответствовал потребностям предприятия, решение найти программиста и заказать программу будет оптимальным. Чтобы сделать заказ, в техническом задании следует четко описать задачи, которые необходимо решить. В этом случае внедрение программного обеспечения (далее – ПО) программистом не вызовет никаких проблем и эффективность его работы будет максимально высокой. Грамотно и адресно написанное ПО резко сократит расходы на внедрение, повысит эффективность работы персонала и даст высокий экономический эффект. Кроме того, при разработке будет учтена его совместимость с уже используемыми продуктами.
Литература:
- Зайцева Н. О. Имитационное моделирование средствами системно-объектного подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №7-1 (126) С.155-159.
- Габрин Константин Эдуардович, Шепелев Иван Георгиевич. Анализ использования суперкомпьютерных технологий в социально-экономических задачах и Разработка концепции моделирования инновационной деятельности в строительстве // СИСП. 2012. №3. С. 2.
- Итпекова Г. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов решению предметно-ориентированных задач. // Информатика и образование – 2013.
- Карабач Андрей Евгеньевич Построение модели информационной системы малого бизнеса на базе онтологий // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. 2015. №107 С.1372-1390.
- Коломейченко А. С., Польшакова Н. В. Математическое моделирование сборник задач для самостоятельной работы студентов экономических специальностей / Орел, 2011.