В статье раскрываются социально-педагогические особенности воспитательной и образовательной функции использования исторического архитектурного наследия в формировании элементов национальной гордости у детей дошкольного возраста. В процессе воспитания у детей элементов национальной гордости наряду с историческими сведениями о таких древних городах как Бухара, Самарканд и Хива, используются высказывания известных мыслителей Востока.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, использование изречений мыслителей Востока, элементы исторических источников, культурное наследие, национальные ценности, социально- педагогические особенности
In this article is given aboit social-pedagogical features of educating and educational functions as using historic architectural heritage in a national pride of elder pre-school age children. In process of educating children is used from element of national pride in such historic cities as Buchara, Samarcand, and Khiva and famous East thinkers thinking.
Key words: elder pre-school age of children, using of thinking of the East thinkers, piece of historic information, cultural heritage, national value, social pedagogical features
В принятом Постановлении Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияева «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017–2021 годы» от 29 декабря 2016 года в качестве одной из приоритетных задач признаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и национального достоинства, опираясь на богатое историческое и культурно-духовное наследие узбекского народа. Во всех документах, направленных на совершенствование сферы дошкольного образования и повышения эффективности воспитательно-образовательной работы вопросу создания необходимых условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе общечеловеческих ценностей и богатого культурно-исторического наследия народа уделяется особое внимание.
У каждого народа имеется свои история, обычаи, традиции, моральные и материальные ценности. Узбекский народ обладает своей богатейшей историей, на основе которой обучается и воспитывается подрастающее поколение. Привитие чувства гордости через познание истории своего народа, его исторические, духовные и материальные ценности детям дошкольного возраста является одной из важнейших социально-педагогических задач, стоящих перед педагогами и взрослыми.
Особое значение в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания имеют памятники архитектуры: в них отражена история народа, его философия, образ жизни, культура; являясь духовной и материальной ценностью, они способствуют формированию элементов национальной гордости у детей дошкольного возраста.
Наряду с древними архитектурными ансамблями современные строения, возведенные в восточном стиле, сохраняют местные традиции и колорит, являясь важным источником развития чувства национальной гордости у детей. К таким сооружениям относятся возведенные в Ташкенте ансамбль Хастимам и здание Исламского университета, Мавзолей Мотуруди и архитектурный ансамбль Имама аль-Бухари в Самарканде, архитектурный комплекс аль-Фергани и Бурханиддина Маргинани в Фергане и многое другое.
Использование материалов на историческом и современном примерах позволяет создать интегративный подход к процессу формирования у детей элементов национального достоинства. Посредством архитектурных памятников на основе законов взаимосвязи времени и пространства, личности и истории возникают широкие дидактические возможности для формирования у детей элементов национального достоинства.
У детей чувство гордости формируется на основе изучения национальных ценностей, существующих в родной местности. В качестве опосредованного и непосредственного фактора могут быть использованы исторические памятники архитектуры.
Национальное достоинство — это постоянное возвышенное внутреннее состояние, которое состоит из чувства гордости за отчизну, духовные и материальные ценности, оставленными предками, научным вкладом, внесенным в мировую цивилизацию своим народом, его местом, занимаемым в мировом сообществе. Чувство национального достоинства присуще каждому, кто самоотверженно любит свой народ, оно формируется на основе знания родной истории, обычаев, традиций [3].
Составные компоненты национального достоинства способствуют свершению великих дел. О. Мусурмонова пишет: «Достоинство — чувство, которое подвигает человека на великие свершения. В этом чувстве отражается гордость своей семьей, родителями, детьми, Родиной, материальным и духовным наследием предков, своей профессией, своим народом» [4, 38–39]. Человек справедливо гордится своим народом, его историей, ценностями, великими историческими личностями. Все это воплощено в памятниках архитектуры, а значит, в них имеются все факторы, необходимые для формирования национального достоинства. «Национальное достоинство — это гордость своим народом, осознание нации как единого социального целого. Это сильное духовное состояние, которое способствует возникновению у представителей нации чувства родственности, исторического, экономического, культурного, духовного единства, а также осознание единого будущего» [1, 30].
У детей старшего дошкольного возраста чувство национального достоинства целесообразно формировать посредством воспитания в них чувства гордости и восхищения духовными и материальными ценностями его народа. Наиболее эффективным средством в данном процессе являются архитектурные памятники древности и современности. Будучи одновременно духовной и материальной ценностью, архитектурные объекты являются действенным средством воспитания. Памятники архитектуры по праву считаются источником осознания значимости культурного наследия предков.
В формировании национального достоинства, национального самосознания, национальной гордости, наряду с историческими фактами, большое значение и воспитательную функцию играет духовное наследие мыслителей Востока, западная и восточная культура, литература, архитектурные памятники и исторические достопримечательности. Примечательны высказывания И. А. Каримова о древних городах — жемчужинах Востока: «Самарканд — обладающая тысячелетней историей священная обитель, прославившая наш народ, нашу нацию во всем мире. Самарканд — город со славным прошлым, счастливым настоящим и вечным будущим» [2, 393].
«Хива — жемчужина нашего прекрасного края, символ искусства и созидательства нашего народа, чудо, воплотившее в себе вечность наших духовных и культурных традиций. Хива — наша живая история, свидетель возникновения и распада множества государств, доказательство гениальности народа, великого дарования и могущества духовного наследия» [2, 373].
Использование подобного материала в качестве значимых социально педагогических источников способствует возникновению у детей чувства гордости народным наследием. Названия древних городов ассоциируются древними архитектурными сооружениями, известными во всем мире. Архитектурные сооружения возводились и эксплуатировались в тесной связи с жизнью, бытом, трудом и творчеством народа, чем и обусловлена социальная значимость памятников архитектуры в создании необходимых социально — педагогических условий для воспитания национальной гордости у детей.
Нами разработан сценарий занятия «Памятники архитектуры Узбекистана» для подготовительной группы дошкольного учреждения.
Цель: ознакомить детей с некоторыми историческими памятниками древних городов Самарканда, Бухары, Хивы; воспитать чувство гордости историческим наследием, бережное отношение к древним архитектурным сооружениям и уважение к труду зодчих и древних мастеров.
Наглядные материалы: кино и фотоматериалы, презентационные слайды об исторических памятниках архитектуры Самарканда, Бухары и Хивы.
В начале занятия воспитатель привлекает внимание детей к изображениям архитектурных памятников:
Дети, обратите внимание на эти картинки, скажите, какие здания здесь изображены? (Наглядные материалы представляют собой изображения наиболее знаменитых архитектурных сооружений Ташкента (Медресе Кукалдаш), Самарканда (Шахи-Зинда, Региа Бибиханум), Бухары (летний дворец Эмира «Ситора Мохи-Хоса», зимний дворец «Арк», мавзолей Саманидов, Чор-Минор), и Хивы (Арк и др.)).
Это — древние памятники архитектуры.
Скажите, дети, чем эти исторические здания похожи, а чем отличаются друг от друг. Они в чем-то похожи, но отличаются друг от друга куполами, минаретами и узорам.
Ребята, а какие узоры украшают эти сооружения? Некоторые узоры похожи на растения, а другие на геометрические фигуры.
—Ребята, а теперь расскажите, на каких из этих сооружений вы бывали на экскурсиях с родителями? Дети рассказывают, где бывали, делятся впечатлениями.
—Ребята, а теперь я расскажу вам об архитектурных памятниках. Исторические сооружения были построены много столетий назад и в своё время служили для определенной цели. Например, ансамбль Шахи-Зинда в Самарканде состоял из нескольких мавзолеев и в с время был построен для погребения правителей и их близких родственников. Ансамбль Регистан состоит из трех медресе: Улугбека, Тиллякори и Шердор. Арк являлся зимней резиденцией Бухарского Эмира, там он принимал иностранных послов. А дворец «Ситора Мохи-Хоса», очень красивый и с богатыми убранствами, был летней резиденцией Эмира. Та в Бухаре сохранились древние торговые ряды, располагающиеся под специальными куполами. Все эти сооружения построены умелыми мастерами и богато оформлены резьбой, не вторимыми цветными узорами.
Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов или диафильма с изображением памятников архитектуры родного Узбекистана. Далее педагог предлагает нарисовать понравившиеся памятники архитектуры или их фрагменты.
Целесообразно также рассказать дошкольникам об истории возведения того или иного сооружения, об исторических событиях той эпохи. Для закрепления материала в конце занятия воспитатель задает несколько вопросов, предлагает детям повторить названия понравившихся им достопримечательностей.
Таким образом, в духовно-нравственном воспитании, в формировании мировоззрения ребенка, развитии гармонично развитой личности огромное значение имеют исторические памятники архитектуры. Воспитание национального достоинства является продолжительным и постоянным процессом, особенно важным этапом которого является дошкольное образование, поскольку мировоззрение формируется, в основном, именно в дошкольном возрасте.
Литература:
- Иброҳимов А ва бошқ. Ватан туйғуси. — Тошкент: Ўзбекистон, 1996. — 396 б.
- Мустақиллик: илмий-оммапоб луғат. Тўлдирилган учинчи нашри. — Тошкент: «Шарқ», 2006. — 528 б.
- Мусурмонова О. Оила маънавияти — миллий ғурур. — Тошкент: «Ўқитувчи», 1999. — 200 б.