В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического подхода.
Ключевые слова: нравственная воспитанность, обучающаяся молодежь, аксиологический подход
In this article the analysis of theoretical bases of formation of moral good breeding at the studying youth is carried out, and also structural components of process of formation of moral good breeding from the point of view of axiological approach are considered.
Keywords: moral education, students, axiological approach
Изучение существующих в настоящее время ценностных смыслов обучающейся молодежи, анализ социальных и межличностных взаимодействий молодых людей дают возможность обозначить следующие наблюдающиеся негативные тенденции:
– ослабление психофизического и духовного самочувствия молодежи, что в перспективе приведет к оскудению социокультурного, интеллектуального, духовного и экономического потенциала страны;
– увлечение молодежью «большими» деньгами и материальными благами, что способствует падению нравов в общественной жизни;
– усиление девальвации образования как механизма формирования интеллектуального развития подрастающего поколения, его культуры и нравственной воспитанности;
– ослабление направляющей роли нравственных ценностей и моральных норм вследствие воздействия массовой культуры, отвлекающей от семейных, национальных, культурных традиций.
Принципиальное значение имеет и тот факт, что формирование нравственной воспитанности у каждого молодого субъекта обуславливается пересечением целого ряда как разнообразных, так и идентичных культур.
Как известно, одним из важнейших направлений развития отечественной системы образования является претворение идеи о воспитании нравственной личности XXI века, готовой к такой общественно полезной деятельности, от которой будет зависеть будущее человечества.
При уточнении понятия «нравственная воспитанность обучающейся молодежи» мы исходим из общепедагогического определения содержания нравственной воспитанности как внешнего проявления нравственного воспитания [5], выделяя такие характеристики нравственной воспитанности, как присвоенные знания о нравственных ценностях, субъектное отношение к таким ценностям, деятельностные способы выражения своей нравственной позиции. Формирование нравственной воспитанности у обучающейся молодежи есть целостный процесс развития у них следующих личностных составляющих: ценностной (критерий — овладение мировыми и национальными ценностями культуры и формирование на их основе собственной субъектной позиции); ориентирующей (критерий — присвоение норм поведения и взаимодействия с людьми); деятельностной (критерий — реализация нравственно значимой и общественно полезной деятельности); формальной (критерий — овладение принятыми в обществе социокультурными способами поведения и коммуникативного взаимодействия).
Показателями сформированности нравственной воспитанности у обучающейся молодежи являются: сформированность знаний о нравственных ценностях, позитивное отношения к нравственным ценностям, желание выстраивать свое взаимодействие в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к присвоению нравственных ценностей, выполнение социально-одобряемых правил взаимодействия в социуме, учебном заведении и пр.
Для организации процесса формирования нравственной воспитанности необходимо изучить кризисы, существующие в различных видах жизнедеятельности обучающейся молодежи [1, 2]. Такие кризисы выражаются через возникновение череды противоречий нравственного становления. Н. Л. Клячкина [3] характеризует одно из таких противоречий, как стремление молодых людей к самоутверждению под влиянием групповых (не всегда позитивных) стереотипов отношений, потребностей и увлечений. Такое противоречие представляется нам определяющим для понимания процесса формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи. В частности, разрешая данное противоречие, можно осуществлять переход с низшего уровня нравственной воспитанности на более высокий. Для решения этой проблемы необходимо заполнять жизнь обучающейся молодежи общественно значимым и нравственно ценным смыслом, заключенным в такие формы, которые опирались бы на социальную ответственность молодежи, их мотивацию к разнообразным видам общественно значимой деятельности.
Многие специалисты из области возрастной психологии утверждают, что готовность молодого человека к осознанной регуляции собственного поведения в юношеском возрасте развита не полностью. Зачастую можно наблюдать среди молодежи необоснованный риск, отсутствие умения прогнозировать последствия своих действий, которых базируются далеко не всегда на добропорядочных мотивах. Так С. М. Мухина [4] полагает, что юношеский возраст — это период не только альтруизма и полной самоотдачи, но, зачастую, и период деструктивных проявлений.
Необходимо также отметить, что юношеский возраст характеризуется отрицанием каких-либо авторитетов. Не овладев еще в полной мере нравственными ценностями, молодежь может отрицать и негативное, и позитивное одновременно, принимая ложные ценности за настоящие. Задачей педагогов в таком случае является ненавязчиво, в демократичной форме сообщать информацию о нравственных ценностях и нормах морали, содействовать ее осмыслению и принятию.
Несмотря на то, что в юношеском возрасте молодые люди стараются примерить на себя новые социальные роли и освоить профессию, для многих главным остается сделать стремительную карьеру, для которой соблюдение внешних форм поведения воспринимается ими как условие, содействующее карьере.
Таким образом, главные кризисы юношеского возраста можно обозначить как кризисы нравственного выбора. Эффективному разрешению данной проблемы должна способствовать разработка однозначных критериев такого выбора. По нашему мнению данные критерии могут быть выявлены в национальной и мировой культуре, преимущественно в ее традиционной составляющей.
В настоящую эпоху социокультурных, политических и экономических трансформаций чередование воспитательных моделей в системе образования обусловлено общими проблемами эволюции культуры. Многообразие воспитательных парадигм является мировоззренческим ответом социальных институтов на интенсивные, разнохарактерные изменения в обществе, не имеющие зачастую доминанты движения. Создавшаяся в связи с этим проблема заключается в выявлении и обосновании социокультурных и педагогических закономерностей, на основании которых должны быть спроектированы и реализованы дидактические модели, инструментальной основой которых должны стать нравственные ценности и нормы морали.
Способствовать этому будет аксиологический подход и программная форма процесса формирования нравственной воспитанности обучающейся молодежи. Принципом аксиологического подхода является восприятие человека как главного субъекта воспитания: ядром процесса воспитания является личность обучающегося, формируемая и формирующаяся, принимающая нравственные ценности и нормы морали, прогрессируя в ходе их освоения.
Выделим некоторые особенности процесса формирования нравственной воспитанности в рамках применяемого подхода:
1) Целевая составляющая аксиологического подхода выражается в определении новой методологии процесса формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи. Ядром аксиологического подхода является идея единого, взаимообусловленного, взаимодействующего мира целостного человека и его взаимоотношения с миром нравственных ценностей. В то же время понятие «ценности» соединяется с понятием «смысл» как собственная позиция субъекта к тем или иным ценностям. Такое соединение может быть результатом только активной духовной поисково-творческой деятельности субъекта. В связи с этим нравственное постижение мира является уникальным отношением, связывающим субъекта и окружающий его мир в целостную мировоззренческую систему «мир — человек», что и является целью процесса формирования нравственной воспитанности.
2) Содержательная составляющая аксиологического подхода предполагает решение вопросов создания методологии, детального описания компонентов процесса формирования нравственной воспитанности в процессе обучения молодежи. Теоретическое осмысление, проектирование содержания процесса формирования нравственной воспитанности по существу выражается в следующем: возрождении и отображении различными средствами национально-культурного аспекта в воспитании и образовании; слиянии продуктивного мировосприятия с всевозможными областями знания; восстановлении и творческой трансформации традиционного построения жизни общества. Данная составляющая системно-деятельностного подхода реализуется за счет проектирования конкретного содержания нравственного воспитания в рамках отдельного учебного курса (школьного, студенческого и пр.), кроме того в виде вариативного компонента, интегрированного в школьное и профессиональное образование и воспитание посредством взаимодействия с социальными институтами.
3) Возрастная составляющая позволяет реализовать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию в соответствии с возрастными психофизическими особенностями возраста молодежи.
4) Институциональная составляющая аксиологического подхода заключается в одновременной реализации процесса формирования нравственной воспитанности в воспитательной деятельности всех подразделений образовательного заведения. Данная составляющая предполагает непрерывность и преемственность учебно-воспитательной деятельности таких подразделений.
5) Кадровая составляющая предполагает поэтапную организацию системы мер по повышению квалификации и просвещению педагогов и смежных специалистов в области воспитания, которые принимают участие в процессе формирования нравственной воспитанности у обучающейся в образовательном учреждении молодежи.
6) Экономическая составляющая предполагает подсчет средств и подготовку материальной базы для реализации комплексной программы формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи на основе различных источников финансирования, в том числе из целевых фондов развития национальной культуры.
7) Координационная составляющая дает возможность подсоединять к процессу формирования нравственной воспитанности все заинтересованные структуры учебного заведения и социальных институтов, обеспечивать инновационные формы их взаимодействия. Данная составляющая эффективна в тех случаях, когда какая-либо из участвующих в процессе структур не может решить проблему нравственного воспитания молодежи самостоятельно.
Таким образом, аксиологический подход обладает существенным потенциалом для реализации программной формы процесса формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи.
Литература:
- Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности.— М.: Педагогика, 1981. — 318 с.
- Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.- методич. пособие. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 120 с.
- http://smolsoc.ru/images/referat/a712.pdfКлячкина, Н. Л. Формирование духовного развития личности студентов. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2004. — 180 с.
- Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — Т. 1–2. — 967 с.