Нынешнее качество образования по формированию читательской компетентности учащихся в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями:
- Способностями к самостоятельной учебной деятельности
- В применении приобретенных знаний и умений в практической деятельности для: например для самостоятельного чтения книг на русском и на родном языках, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении, самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- Работы с разными источниками информации (книги, альбомы, журналы, брошюрки, газеты, интернет)
По определению Федерального Государственного Образовательного Стандарта, читательская компетентность — совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. У учащихся начальной школы — это сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность определяется
- Владением техникой чтения,
- Приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение пересказывать.
- Знанием книг (ранее прочитанных) и умением их самостоятельно выбирать (для дальнейшего прочтения),
Читательскую компетентность с детьми начальной школы я формирую на уроках русского и родного языка. Я считаю, что неоценима роль уроков родного языка для расширения литературного образования, углубления читательской культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций именно в начальной школе. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности на родном языке. Детям в начальной школе это более понятно. Главное — организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий формирование читательской деятельности на основе принципа опоры на родной язык.
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык более раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. Хотя без русского языка обучение встанет и не сдвинется с мертвой точки.
Также я использую, для формирования читательской компетентности с детьми начальной школы с опорой на родной язык — знакомство с творчеством и произведениями тувинских писателей, с творчеством с тувинскими сказками, пословицами, загадками, на уроках родного языка.
Для себя я определила задачи:
‒ познакомить с творчеством тувинских писателей;
‒ расширять читательский кругозор путем тувинских сказок, произведений, загадок, потешек и т. д.;
‒ обучать умению извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
‒ учить самостоятельно выбирать книги для чтения;
‒ работать с разными источниками информации (книги на родном языке, журналы, презентации на родном языке);
‒ формировать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Через уроки родного языка в начальных классах хотелось бы посмотреть на родную Туву, свой родной край, свою Родину глазами детских писателей. Каждый из них по-своему выражает свою любовь к нашей большой и малой Родине.
В данном направлении разработала план проведения уроков родного языка с детьми начальной школы. Определила приемы работы: работа с текстом на родном языке, составление презентаций по творчеству тувинских писателей, анализ произведений, составление викторин, кроссвордов, тестовых заданий по произведениям тувинских писателей. Положительные результаты по формированию читательской компетентности учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык, приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, конкурсы и викторины, литературные часы в библиотеке, круглые столы с детьми и их родителями.
Каждый урок начинаем с работы на карточках, где коротко дается биография любого тувинского писателя. Учащиеся находят на поставленные вопросы ответы в текстах или сами составляют вопросы по тексту для одноклассников. Обобщением этой работы является показ презентации, составленной самими учащимися. Далее обзор литературы. Высказывание мнения о прочитанном произведении.
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык и привитие интереса к самостоятельному чтению произведений тувинских писателей весьма эффективно если применять в работе по обучению детей нестандартные формы работы на уроках родного языка.
Важно помочь ребенку постичь мир литературы — мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России. Ведь говорят, русский язык золото, но родной язык серебро.