Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что одно из важнейших положений экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит очень насущно.
Цель статьи заключается в выявлении основных подходов к обоснованию экономической сущности конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия
С развитием конкуренции во всех сферах жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий.
Понятие конкурентоспособность имеет множество различных определений, некоторые из них представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия «конкурентоспособность»
Автор |
Определение |
Блинов А. О., Захаров В. Я. |
Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей. |
Захаров А. Н. |
Конкурентоспособность организации — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. |
Завьялов П. С. |
Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. |
Зайцев Н. Л. |
Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции. |
Конкурентоспособность как разноплановая экономическая категория может быть рассмотрена с нескольких сторон, между которыми существует тесная взаимосвязь — конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее. В теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону [4, с. 74]. На наш взгляд в условиях отечественной экономики этот термин точнее отражает следующее определение: конкурентоспособность предприятия — комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которое определяют его успех на рынке за определенный промежуток времени.
Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь:
1) конкурентоспособный товар;
2) конкурентный потенциал;
3) уровень интеллектуального потенциала [1, с. 91].
Данные элементы достаточно характеризуют категорию «конкурентоспособность предприятия» и могут быть приняты за основу в целях измерения и управления ее уровнем (Рисунок 1).
Рис. 1. Структура категории «конкурентоспособность предприятия»
Каждый из этих трёх элементов конкурентоспособности является сложной категорией, которая оценивается совокупностью комплексных и индивидуальных показателей. Данные показатели, в свою очередь, характеризуют либо результат, либо процесс деятельности предприятия в какой-либо сфере. Так, к примеру, реализованные в товаре показатели качества — это результат деятельности предприятия, применяемые технологии производства и управления характеризуют внутренние процессы. Для управленческих целей эти результаты, процессы должны каким-то образом измеряться. Известное в менеджменте изречение гласит «управлять можно только тем, что измеряется». Показатели качества, которые и определяют суть объекта, во-первых, могут быть измерены методами квалиметрии, во-вторых, объединены в один интегральный количественный показатель, в-третьих, подвергнуты к улучшению заинтересованной стороной на этапах жизненного цикла объекта. Таким образом, измеряя и системно воздействуя на показатели вышеназванных трех элементов, можно управлять, с одной стороны, с каждым из вышеуказанных элементов, с другой — конкурентоспособностью предприятия в целом [5, с. 105].
Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ. К такому набору конкурентного преимущества можно отнести: конкурентоспособность изделия, эффективность маркетинговой деятельности, имидж предприятия, финансовое состояние предприятия, рентабельность продаж, эффективность менеджмента [3, с. 61].
Анализ экономической литературы позволяет выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий:
– продуктовые методы;
– матричные методы;
– операционные методы;
– комбинированные методы;
– методы оценки стоимости бизнеса;
– динамические методы;
– графические методы [2, с. 92].
Перечислив основные методы оценки конкурентоспособности предприятий, применим графический метод к оценке конкурентоспособности магазина «Престиж», а именно построим многоугольник конкурентоспособности.
Для оценки конкурентоспособности магазина «Престиж» можно использовать методику расчета сводного показателя конкурентоспособности, согласно которой сводным показателем является отношение произведения значения i-го критерия и его весомости к общему количеству рассматриваемых критериев, а именно показать графически на многогранники конкурентоспособности.
Критерии конкурентоспособности были выбраны и оценены экспертами (посетители исследуемых магазинов; менеджеры магазинов; случайные прохожие на улице; уполномоченные лица департамента потребительского рынка Администрации Матвеевского района; специалисты отдела маркетинговых исследований предприятий розничной торговли).
Экспертам было предложено ответить на вопросы анкеты и оценить по 5-ти балльной шкале 10 критериев конкурентоспособности магазина. Результаты экспертной оценки критериев конкурентоспособности выбранных заведений представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты экспертной оценки критериев конкурентоспособности магазинов
Критерий оценки |
Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале |
||||
Магазин «Престиж» |
Магазин «Пятёрочка» |
Магазин «Алина» |
Магазин «Центр» |
Магазин «Стрела» |
|
Местоположение |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
Качество обслуживания |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Качество продукции |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
Цена |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Ассортимент |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Расположение товаров |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Режим работы |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Парковочная зона |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
Известность, репутация |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Дополнительные услуги |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
По результатам бальной оценки невозможно дать комплексную оценку конкурентоспособности магазинов без учета значимости, весомости каждого критерия. Для того чтобы сравнить на сколько конкурентоспособен магазин «Престиж» среди основных конкурентов (выбранного как магазин-эталон), примем значения его оценок за «эталон», а также определим экспертным путем весомость каждого критерия оценки (таблица 3).
Таблица 3
Характеристика весомости критериев изначения эталонных оценок конкурентоспособности магазинов
Критерий оценки конкурентоспособности |
Параметры критерия |
|
Магазин «Престиж» |
Весомость критерия |
|
Местоположение |
5 |
0,07 |
Качество обслуживания |
5 |
0,15 |
Качество продукции |
4 |
0,10 |
Цена |
4 |
0,05 |
Ассортимент |
4 |
0,09 |
Расположение товаров |
5 |
0,17 |
Режим работы |
4 |
0,10 |
Парковочная зона |
5 |
0,06 |
Известность, репутация |
5 |
0,11 |
Дополнительные услуги |
4 |
0,10 |
Сравнивая относительно «эталона» значения оценок каждого конкурента в разрезе критериев получаем индексы конкурентоспособности каждого заведения (таблица 4).
Таблица 4
Индексы конкурентоспособности рассматриваемых магазинов
Критерий оценки |
Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале |
||||
Магазин «Престиж» |
Магазин «Пятёрочка» |
Магазин «Алина» |
Магазин «Центр» |
Магазин «Стрела» |
|
Местоположение |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
1 |
Качество обслуживания |
1 |
1 |
1 |
0,8 |
1 |
Качество продукции |
1 |
1 |
1 |
0,75 |
1,25 |
Цена |
1 |
1,25 |
1 |
1 |
0,75 |
Ассортимент |
1 |
0,75 |
1 |
1,25 |
1,25 |
Расположение товаров |
1 |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
Режим работы |
1 |
1,25 |
1,25 |
1 |
1 |
Парковочная зона |
1 |
1 |
0,6 |
1 |
0,8 |
Известность, репутация |
1 |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
Дополнительные услуги |
1 |
1,25 |
1,25 |
1 |
1 |
На основании расчетных индексов конкурентоспособности и показателей весомости определяем сводный показатель конкурентоспособности каждого магазина в отдельности (таблица 5).
Таблица 5
Сводные показатель конкурентоспособности исследуемых магазинов
Сводный показатель конкурентоспособности |
Магазин «Престиж» |
Магазин «Пятёрочка» |
Магазин «Алина» |
Магазин «Центр» |
Магазин «Стрела» |
1 |
1,026 |
0,956 |
0,884 |
0,911 |
Проведенный анализ и оценка конкурентоспособности магазина «Престиж» и его конкурентов в предыдущем пункте позволил выявить направления и резервы повышения конкурентоспособности заведения. На рисунке 2 представлен многоугольник конкурентоспособности для каждого рассматриваемого заведения.
Рис. 2. Многоугольники конкурентоспособности магазина «Престиж» и его конкурентов
Из диаграммы видно, что конкурентного преимущества, относительно других заведений, магазину «Престиж» можно добиться в следующих направлениях: качество обслуживания; цена; качество продукции; режим работы; известность и репутация; дополнительные услуги.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости организации, ее умения эффективно использовать свой производительный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Литература:
- Береговая, И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И. Б. Береговая // Символ науки. — Уфа: Омега-сайнс, 2015. — № 12. — С. 90–93.
- Воронов, Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий / Д. С. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом,2014. — № 5. — С. 92–102.
- Рыкова, И. Н. Индикаторы конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на современном этапе / И. Н. Рыкова, Р. С. Губанов // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 1. — С. 58–64.
- Фальцман, В. К. Маркетинговые исследования конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности / В. К. Фальцман // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 4. — С. 65–77.
- Фасхиев, Х. А. Системный подход к управлению уровнем конкурентоспособности предприятия / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом,2014. — № 5. — С. 103–114.