Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 4040 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности / Т. Ф. Мельникова, В. С. Куприянова, С. Я. Денисюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 431-435. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42199/ (дата обращения: 16.10.2024).



Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что одно из важнейших положений экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит очень насущно.

Цель статьи заключается в выявлении основных подходов к обоснованию экономической сущности конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия

С развитием конкуренции во всех сферах жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий.

Понятие конкурентоспособность имеет множество различных определений, некоторые из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определение понятия «конкурентоспособность»

Автор

Определение

Блинов А. О., Захаров В. Я.

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей.

Захаров А. Н.

Конкурентоспособность организации — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Завьялов П. С.

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Зайцев Н. Л.

Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность как разноплановая экономическая категория может быть рассмотрена с нескольких сторон, между которыми существует тесная взаимосвязь — конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее. В теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону [4, с. 74]. На наш взгляд в условиях отечественной экономики этот термин точнее отражает следующее определение: конкурентоспособность предприятия — комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которое определяют его успех на рынке за определенный промежуток времени.

Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь:

1) конкурентоспособный товар;

2) конкурентный потенциал;

3) уровень интеллектуального потенциала [1, с. 91].

Данные элементы достаточно характеризуют категорию «конкурентоспособность предприятия» и могут быть приняты за основу в целях измерения и управления ее уровнем (Рисунок 1).

Рис. 1. Структура категории «конкурентоспособность предприятия»

Каждый из этих трёх элементов конкурентоспособности является сложной категорией, которая оценивается совокупностью комплексных и индивидуальных показателей. Данные показатели, в свою очередь, характеризуют либо результат, либо процесс деятельности предприятия в какой-либо сфере. Так, к примеру, реализованные в товаре показатели качества — это результат деятельности предприятия, применяемые технологии производства и управления характеризуют внутренние процессы. Для управленческих целей эти результаты, процессы должны каким-то образом измеряться. Известное в менеджменте изречение гласит «управлять можно только тем, что измеряется». Показатели качества, которые и определяют суть объекта, во-первых, могут быть измерены методами квалиметрии, во-вторых, объединены в один интегральный количественный показатель, в-третьих, подвергнуты к улучшению заинтересованной стороной на этапах жизненного цикла объекта. Таким образом, измеряя и системно воздействуя на показатели вышеназванных трех элементов, можно управлять, с одной стороны, с каждым из вышеуказанных элементов, с другой — конкурентоспособностью предприятия в целом [5, с. 105].

Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ. К такому набору конкурентного преимущества можно отнести: конкурентоспособность изделия, эффективность маркетинговой деятельности, имидж предприятия, финансовое состояние предприятия, рентабельность продаж, эффективность менеджмента [3, с. 61].

Анализ экономической литературы позволяет выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий:

– продуктовые методы;

– матричные методы;

– операционные методы;

– комбинированные методы;

– методы оценки стоимости бизнеса;

– динамические методы;

– графические методы [2, с. 92].

Перечислив основные методы оценки конкурентоспособности предприятий, применим графический метод к оценке конкурентоспособности магазина «Престиж», а именно построим многоугольник конкурентоспособности.

Для оценки конкурентоспособности магазина «Престиж» можно использовать методику расчета сводного показателя конкурентоспособности, согласно которой сводным показателем является отношение произведения значения i-го критерия и его весомости к общему количеству рассматриваемых критериев, а именно показать графически на многогранники конкурентоспособности.

Критерии конкурентоспособности были выбраны и оценены экспертами (посетители исследуемых магазинов; менеджеры магазинов; случайные прохожие на улице; уполномоченные лица департамента потребительского рынка Администрации Матвеевского района; специалисты отдела маркетинговых исследований предприятий розничной торговли).

Экспертам было предложено ответить на вопросы анкеты и оценить по 5-ти балльной шкале 10 критериев конкурентоспособности магазина. Результаты экспертной оценки критериев конкурентоспособности выбранных заведений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты экспертной оценки критериев конкурентоспособности магазинов

Критерий оценки

Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале

Магазин «Престиж»

Магазин «Пятёрочка»

Магазин «Алина»

Магазин «Центр»

Магазин «Стрела»

Местоположение

5

4

4

3

5

Качество обслуживания

5

5

5

4

5

Качество продукции

4

4

4

3

5

Цена

4

5

4

4

3

Ассортимент

4

3

4

5

5

Расположение товаров

5

5

4

4

3

Режим работы

4

5

5

4

4

Парковочная зона

5

5

3

5

4

Известность, репутация

5

5

4

4

3

Дополнительные услуги

4

5

5

4

4

По результатам бальной оценки невозможно дать комплексную оценку конкурентоспособности магазинов без учета значимости, весомости каждого критерия. Для того чтобы сравнить на сколько конкурентоспособен магазин «Престиж» среди основных конкурентов (выбранного как магазин-эталон), примем значения его оценок за «эталон», а также определим экспертным путем весомость каждого критерия оценки (таблица 3).

Таблица 3

Характеристика весомости критериев изначения эталонных оценок конкурентоспособности магазинов

Критерий оценки конкурентоспособности

Параметры критерия

Магазин «Престиж»

Весомость критерия

Местоположение

5

0,07

Качество обслуживания

5

0,15

Качество продукции

4

0,10

Цена

4

0,05

Ассортимент

4

0,09

Расположение товаров

5

0,17

Режим работы

4

0,10

Парковочная зона

5

0,06

Известность, репутация

5

0,11

Дополнительные услуги

4

0,10

Сравнивая относительно «эталона» значения оценок каждого конкурента в разрезе критериев получаем индексы конкурентоспособности каждого заведения (таблица 4).

Таблица 4

Индексы конкурентоспособности рассматриваемых магазинов

Критерий оценки

Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале

Магазин «Престиж»

Магазин «Пятёрочка»

Магазин «Алина»

Магазин «Центр»

Магазин «Стрела»

Местоположение

1

0,8

0,8

0,6

1

Качество обслуживания

1

1

1

0,8

1

Качество продукции

1

1

1

0,75

1,25

Цена

1

1,25

1

1

0,75

Ассортимент

1

0,75

1

1,25

1,25

Расположение товаров

1

1

0,8

0,8

0,6

Режим работы

1

1,25

1,25

1

1

Парковочная зона

1

1

0,6

1

0,8

Известность, репутация

1

1

0,8

0,8

0,6

Дополнительные услуги

1

1,25

1,25

1

1

На основании расчетных индексов конкурентоспособности и показателей весомости определяем сводный показатель конкурентоспособности каждого магазина в отдельности (таблица 5).

Таблица 5

Сводные показатель конкурентоспособности исследуемых магазинов

Сводный показатель конкурентоспособности

Магазин «Престиж»

Магазин «Пятёрочка»

Магазин «Алина»

Магазин «Центр»

Магазин «Стрела»

1

1,026

0,956

0,884

0,911

Проведенный анализ и оценка конкурентоспособности магазина «Престиж» и его конкурентов в предыдущем пункте позволил выявить направления и резервы повышения конкурентоспособности заведения. На рисунке 2 представлен многоугольник конкурентоспособности для каждого рассматриваемого заведения.

Рис. 2. Многоугольники конкурентоспособности магазина «Престиж» и его конкурентов

Из диаграммы видно, что конкурентного преимущества, относительно других заведений, магазину «Престиж» можно добиться в следующих направлениях: качество обслуживания; цена; качество продукции; режим работы; известность и репутация; дополнительные услуги.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости организации, ее умения эффективно использовать свой производительный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Литература:

  1. Береговая, И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И. Б. Береговая // Символ науки. — Уфа: Омега-сайнс, 2015. — № 12. — С. 90–93.
  2. Воронов, Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий / Д. С. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом,2014. — № 5. — С. 92–102.
  3. Рыкова, И. Н. Индикаторы конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на современном этапе / И. Н. Рыкова, Р. С. Губанов // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 1. — С. 58–64.
  4. Фальцман, В. К. Маркетинговые исследования конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности / В. К. Фальцман // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 4. — С. 65–77.
  5. Фасхиев, Х. А. Системный подход к управлению уровнем конкурентоспособности предприятия / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом,2014. — № 5. — С. 103–114.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, магазин, качество обслуживания, качество продукции, режим работы, балльная шкала, критерий оценки, оценка конкурентоспособности магазина, парковочная зона, расположение товаров.


Ключевые слова

конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия

Похожие статьи

Конкурентоспособность региона: оценка и пути ее повышения

Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом т...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта

На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципи...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость

На современном этапе экономического развития становится актуальной проблема конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность пред...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия

В данной работе раскрывается тема крайней важности проведения инновационной деятельности абсолютно для каждого предприятия, которое поставило перед собой цель стать лидером на рынке и быть лидером в конкурентной борьбе. Наиболее подробно рассматривае...

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...

Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности российских предприятий

В статье дается определение экономической категории «рентабельность». Автор считает, что ускорение темпов экономического развития организаций в первую очередь зависит от рационального использования финансовых ресурсов, и, прежде всего главного собств...

Логистика как фактор конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний

В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их ...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Похожие статьи

Конкурентоспособность региона: оценка и пути ее повышения

Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом т...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта

На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципи...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость

На современном этапе экономического развития становится актуальной проблема конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность пред...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия

В данной работе раскрывается тема крайней важности проведения инновационной деятельности абсолютно для каждого предприятия, которое поставило перед собой цель стать лидером на рынке и быть лидером в конкурентной борьбе. Наиболее подробно рассматривае...

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...

Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности российских предприятий

В статье дается определение экономической категории «рентабельность». Автор считает, что ускорение темпов экономического развития организаций в первую очередь зависит от рационального использования финансовых ресурсов, и, прежде всего главного собств...

Логистика как фактор конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний

В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их ...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Задать вопрос