Парк строительных машин (ПСМ) — это сложная техническая система, характеризующаяся высокой размерностью, множественностью и сложностью зависимостей, динамичностью.
Парк строительных машин строительного предприятия — это совокупность машин, для механизации выполнения строительно-монтажных работ с максимальной эффективностью. На выбор ПСМ влияет ряд факторов, имеющих различную природу и степень влияния на результаты производства. Оценка работы строительных машин, входящих в парк, может производиться, только с учётом объединения их в системы машин, оптимальные по численности и структуре, характерных для конкретного предприятия.
Поэтому в различных условиях могут выступать природные, производственные, технико-экономические факторы.
В условиях изменения выполняемых работ, динамичности условий существования предприятия, ПСМ претерпевает значительные изменения.
Одним из наиболее важных показателей при формировании парка строительных машин является производительность строительной техники.
Производительность строительной техники, машин и механизмов каждого вида зависит от влияния нескольких факторов. К их числу относятся:
- Параметры, конструктивные свойства и техническое состояние механизмов, тип рабочего оборудования, используемый на данном виде техники. Немаловажную роль здесь играет возрастная структура парка строительных машин. Под возрастной структурой парка понимается количественное или процентное распределение парка машин по возрастным группам. В процессе эксплуатации, поступления и списания подвижного состава возрастная структура парка машин меняется. При длительном периоде отсутствия поступления новых машин показатели парка машин падают, а объем работ по обслуживанию и ремонту возрастает. При интенсивном поступлении новых машин улучшается качество парка и, соответственно, уменьшается объем ремонтных работ. При этом интенсивное обновление не позволяет быстро окупить капитальные вложения. Задержка темпов обновления приводит к увеличению числа машин с истекшим сроком службы. Отсюда увеличение затрат на эксплуатацию и содержание, снижение наработки, увеличение плановых и неплановых простоев, а также увеличение капитальных вложений в обновление парка машин. Во многих регионах значительная доля машин имеют истекший срок службы свыше 13 лет. В большинстве строительных предприятий преобладают машины со значительной степенью износа свыше 63 %, вследствие чего несут большие расходы на эксплуатацию и содержание строительной техники.
- Тип строительного объекта, сооружения или конструкции, на котором применяются данные машины и механизмы.
- Производственные условия, в которых применяются строительные машины или их комбинации. Для землеройных машин такими показателями будут являться: работа в отвал или на загрузку транспорта, высота или глубина выработки; для кранов и подъёмных механизмов — монтаж с площадки, склада или с транспортного средства, расположение сборных элементов на приобъектном складе; для бетонного оборудования — производятся ли работы на открытой площадке или в закрытом помещении, цеху и т. д.
- Климатические условия и сезонность. Объём строительно-монтажных работ в регионе, а соответственно и эффективность использования строительной техники имеет сезонные колебания под влиянием смены времени года. От этого зависит необходимость дополнительного прогрева машин и механизмов, строительных материалов. Для землеройной техники от этих факторов зависит состояние разрабатываемого грунта. На рис. 1 представлено, распределение времени работы строительных машин (экскаваторов, бульдозеров, автокранов) в течение одного года.
Рис. 1. Распределение времени работы машин по месяцам
Как видно из рисунка 1, с апреля по июль происходит увеличение спроса на все типы строительных машин. Особенно остро этот вопрос встает в сезон наибольшего спроса в связи с возможностью парка строительных машин выполнять объём работ. Особенно резко увеличивается доля землеройных машин (экскаваторов, бульдозеров). Достигнув своего наибольшего значения в июле, начинают снижаться, затем вплоть до ноября начинают падать. Что касается бульдозеров, то их доля практически не подвергаются значительным изменениям в течение года. Таким образом, возникает проблема обоснования планов выполнения работ в течении года и использования возможностей адаптации парка строительных машин к периодическим изменениям. [3, 4]
- Вид и реологические свойства (текучесть и деформация материалов под воздействием приложенных сил) обрабатываемого материала, в случае транспортировки — перемещаемого материала. Тип и характеристики материала конструкций, монтируемых на объекте.
- Уровень организации строительных работ на объекте, дисциплины и организации труда работников.
- Квалификация рабочих, управляющих техникой и механизмами, а так же персонала, занимающегося их обслуживанием. Уровень подготовки и умение рабочих полноценно использовать эффективные характеристики и конструктивные свойства машины, обеспечивать взаимодействие нескольких механизмов.
- Обеспеченность ремонтной базой, так и обслуживающих их предприятий. В условиях рыночной экономики, когда ощущается острый дефицит строительной техники и оборудования, повышается значение технического обслуживания и ремонта. Технико-экономические показатели строительных машин во многом зависят от своевременного и качественного проведения технического обслуживания и ремонта (в соответствии с действующими нормативами) для предупреждения износа деталей. Использование изношенных машин является весьма неэкономичным, поскольку строительные организации в этом случае несут прямые убытки из-за снижения производительности машин, увеличения затрат на их эксплуатацию, а также из-за относительного повышения капитальных вложений на ремонтную базу. В условиях, когда финансовые средства ограничены для обновления ПСМ, возрастает роль ремонта (текущего, восстановительного), который является закономерной необходимостью, способного продлить сроки эксплуатации и работоспособность парка машин. Значительная часть парка строительных машин находится в средних и мелких строительных предприятиях. Ремонтно-эксплуатационными базами оснащены не все предприятия и в целом развитие ремонтно-эксплуатационных баз отстаёт от современного уровня. Возможности ремонтных мощностей использовались недостаточно в связи с резким падением платежеспособности строительных, дорожных и автотранспортных предприятий, владельцев строительных машин, а также ростом цен за ремонт. На предприятиях наметилась тенденция проводить весь ремонт строительных машин, в том числе и капитальный ремонт, своими силами, хотя не имеется соответствующего технологического оборудования. Для экономии средств и загрузки работников предприятия стараются делать капитальный ремонт собственными силами, что снижает качество ремонта. Технологическое оборудование эксплуатационных предприятий устарело и требует обновления. Кооперация между отдельными эксплуатационными предприятиями в регионах развита слабо, что негативно сказывается на качестве эксплуатации и затратах. На предприятиях отсутствует применение специализированных информационных систем управления эксплуатацией и ремонтами, что также влияет на эффективность использования строительной техники. [5,6]
Перечисленные факторы влияют на показатель эффективности и использования машин по времени. Этот режим распределяет время нахождения машины в ведении строительной организации на промежутки, в течение которых она выполняет свои основные функции или имеет перерывы в их выполнении по различным причинам.
К основным функциям относятся: обработка или перемещение материала, загрузка, выдача, транспортировка строительных изделий или элементов конструкций. В некоторых случаях, как, например, при использовании грузопассажирских подъёмников, к этим функциям может относиться и перемещение людей — монтажников, отделочников, другого строительного персонала. [1]
На основании собранной статистики определяется коэффициент использования строительных машин и механизмов по времени, определяется их производительность и, если необходимо, разрабатываются мероприятия по увеличению загрузки машины и её выработки, уменьшению простоев и перерывов в работе. Перерывы в использовании строительных механизмов и машин по их непосредственному назначению классифицируют в зависимости от тех причин, которые их вызывают. К ним относятся: технологические (зависят от принятой технологии выполнения работ и особенностей строительного производства время, необходимое на приведение в порядок рабочего места машины, смены машин и транспортных средств при переходе от одного процесса к другому, передвижение самоходных машин (кранов, экскаваторов) в пределах строительной площадки и др.), конструктивно-технические (перерывы связаныt с конструкцией, степенью и характером загрузки машины, повышение ее технической готовности обеспечивается качественным плановым ремонтом, своевременной заменой износившейся сменной оснастки), организационно-технологические, организационные (вызываются нарушениями нормального хода производственного процесса, обусловленными поломкой оборудования, прекращением подачи энергии, отсутствием задания и другими причинами) и метеорологические (простои машин, работающих на открытом воздухе, в результате неблагоприятных погодных условий (дождь, метель, сильный ветер и др.)). [2]
Литература:
1. Факторы, влияющие на производительность строительной техники [Электронный ресурс] Точка доступа: http://www.str-t.ru/articles/659/, Дата обращения 09.04.2017
- Организационные перерывы [Электронный ресурс] Точка доступа: http://economy-ru.info/info/2411/, Дата обращения 09.04.2017
- Паняев С. С., Борисова Н. В. Малоэтажное панельное строительство с применением композитной арматуры и полистиролбетона/ инновационные технико-технологические решения для строительной отрасли, ЖКХ и сельскохозяйственного производства Сборник материалов. 2015. С. 51–57;
- Фетисова М. А., Глухова Л. Р. Организационно-производственная характеристика строительства Орловской области / Фундаментальные исследования. 2016. № 9–1. С. 80–83;
- Ховалыг, Н-Д. К. Методика формирования структуры парка строительных машин на основе анализа жизненного цикла / А. В. Зазыкин, Н-Д. К. Ховалыг // Актуальные проблемы современного строительства. 64-я Междунар. научно-технич. конф. молодых ученых, посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. — СПб: СПбГАСУ, 2011.- 4.1.-С. 167–17;
- Айдын Е. В., Кузнецов С. М., Холомеева Н. В. Оптимизация парков, комплексов и комплектов строительных машин с учетом надежности их работы Научно-исследовательские публикации. 2014. № 3 (7). С. 11–16.