История российской государственной службы насчитывает пять столетий. Зародившись на рубеже XV-XVI веков с формирование централизованного государства, государственная служба России выполняла важную работу по укреплению государства, совершенствованию общественных отношений, повышению эффективности системы государственного управления, в конечном итоге, решала стратегические задачи обеспечения стабильности общества.
История госслужбы России привлекает внимание исследователей [1, 2, 10, 11]. В последние годы интенсивность научных разработок по данной проблематике возрастает в связи с усилением роли государственных служащих в реализации политического курса Российского государства и повышением ответственности госслужащих в решении стоящих перед государственной властью задач.
Формирование нового Российского государства потребовало и становления качественно новой системы госслужбы, отвечавшей задачам дня. В августе 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (№ 119-ФЗ от 31 июля 1995 г.), впервые поставивший на законодательном уровне проблему функций и статуса госслужащего России. Под государственной службой, согласно Закону, понималась профессиональная деятельность госслужащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.
Наряду с положительными сторонами Закон содержал ряд недостатков: не обеспечивалась взаимосвязь гражданской и государственной службы РФ, а также государственной и муниципальной служб; не учитывались взаимосвязи между государственной властью, государственным аппаратом, государственным управлением и государственной службой, то есть между высшими звеньями государства [2]. Закон относил к государственной службе только службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, исключив из госслужбы военную и специальную службу, без которых невозможно функционирование государства.
Вторая половина 1990-х годов так и не привела к позитивным тенденциям в развитии государства, так как госслужба, функционировавшая в системе государственной власти, всё более отдалялась от общества.
В августе 2001 года была принята Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации [3]. В ней, в частности, отмечалось отсутствие целостной системы госслужбы; наличие противоречий в законодательстве РФ о госслужбе; недостаточная эффективность органов государственной власти и их аппаратов; снижение престижа госслужбы и авторитета госслужащих; слабое применение современных (информационных) технологий государственного управления; непоследовательность кадровой политики в сфере госслужбы; низкая эффективность профилактики коррупции и борьбы с ней; отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и госслужащих, что способствовало бюрократизации госаппарата; информационная закрытость органов государственной власти; слабая взаимосвязь госслужбы с муниципальной службой.
Основные принципы построения и функционирования государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Эти принципы конкретизированы в Законе «О системе государственной службы Российской Федерации» [4]. Принципами построения и функционирования государственной службы являются: 1. Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2. Законность предполагает строгое соблюдение законов и подзаконных актов госслужащими; 3. Единство правовых и организационных основ госслужбы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы; 4. Равный доступ граждан к госслужбе; 5. Профессионализм и компетентность госслужащих; 6. Ответственность госслужащих за принимаемые решения; 7. Внепартийность госслужбы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий; 8. Отделение религиозных объединений от государства; 9. Социальная защищенность госслужащих; 10. Стабильность кадров госслужбы.
Указанные принципы и нормы были призваны стабилизировать систему госслужбы РФ, повысить профессионализм, компетентность и ответственность госслужащих всех уровней. В РФ в 2015 году насчитывалось 2 176,4 государственных служащих [5], большая часть которых имела высшее профессиональное образование и высокий уровень профессиональной компетентности.
Реформа госслужбы осуществлялась по ряду направлений, одним из которых было выявление избыточных функций и построение новой системы и структуры исполнительной власти. Этим требованиям отвечает трехуровневая система исполнительной власти, действующая в настоящее время. Она состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
В последующие годы реформирование системы госслужбы проходило по ряду направлений. Одним из них стало предоставление субъектам РФ права принимать законы и иные нормативные правовые акты о государственной гражданской службе. Серьезное внимание уделялось материально-техническому обеспечению госслужащих, внедрению новых информационных и коммуникационных технологий. Стратегическим направлением совершенствования госслужбы стала кадровая политика государства, предполагающая преемственность руководящих кадров. В последнее время в ряде регионов на должности губернаторов выдвинуты молодые хозяйственники-менеджеры в возрасте от 40 до 50 лет, имеющие трех и более детей, что служит показателем крепких семейных устоев кандидатов на должность.
Исследователи проблем госслужбы не могут оставить в стороне такую проблему, как формирование гражданского общества. В Конституции РФ отмечается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [6]. Важнейшей социальной функцией гражданского общества является защита граждан. В данном случае гражданское общество дополняет функцию государства, если государство осуществляет ее в недостаточном объеме.
Гражданское общество представляет собой общество с достаточно высоким уровнем социальной активности и зрелости граждан, с качественными критериями самодеятельности широких масс, которое способно осуществлять на практике совокупность политических, правовых и социальных функций, необходимых для реализации основных прав и свобод граждан во всех сферах жизнедеятельности. В определенных ситуациях гражданское общество берет на себя функцию защиты граждан от произвола чиновников, если государство не выполняет возложенных на него задач. Становление гражданского общества в любой социальной системе начинается с обеспечения свободы выбора — образования, профессии, досуга, политических пристрастий и т. п.
Становление гражданского общества есть приближение общества к политическому идеалу, предполагающего функционирование институтов соблюдения законности всеми членами независимо от их социального и служебного положения, максимальная гласность и открытость власти на всех уровнях.
Одним из направлений совершенствования госслужбы стало развитие взаимодействия граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. В марте 2005 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон РФ № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» [7]. Общественная палата создавалась в целях развития гражданского общества как органического элемента правового государства. В сферу полномочий Общественной палаты входит привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижение и поддержка социальных гражданских инициатив, проведение общественной экспертизы законов РФ и субъектов РФ, всемерное развитие самодеятельности граждан на всех уровнях.
По мере становления системы госслужбы РФ перед ней все в большем объеме выдвигалась задача повышения эффективности деятельности госслужащих всех уровней. Под эффективностью в данном случае понимается выдвижение и решение социальных задач, направленных на максимальное содействие деятельности государственных органов, направленных на повышение уровня и качества жизни всех социальных слоев общества. Комплекс феномена эффективности применительно к госслужбе вызывает ряд сложностей количественного и качественного порядка. Госслужба не может быть измерена каким-либо одномерным показателем, что характерно для показателей в сфере экономики. Эффективность госслужбы предполагает обеспечение социального комфорта населения, ради благополучия которого, в конечном счете, и функционирует вся система государственного управления, в которой государственный служащий является менеджером, нанятым обществом для выполнения определенных задач, поставленных перед ним обществом.
К приоритетным направлениям госслужбы в социальной сфере следует отнести обеспечение повышения жизненного уровня населения, особенно с крайне низким уровнем жизни; разработка новых технологий, методов, приемов эффективного использования бюджетных ресурсов; борьба с коррупцией и финансовыми злоупотребления в сфере государственного управления; обеспечение здорового образа жизни и охрана здоровья; обеспечение населения товарами, услугами, продуктами питания; учет занятости населения, снижение уровня безработицы; обеспечение социальной безопасности; снижение уровня преступности; охрана окружающей среды.
Примером высокой эффективности государственной службы является Белгородская область. В области 26 органов исполнительной власти, в том числе девять департаментов, 16 управлений, одна комиссия [8]. В 2015 году в области насчитывалось 23096 работников государственных органов и органов местного самоуправления [9]. Область занимала ведущие позиции в Центральном федеральном округе по ряду социально-экономических показателей. В частности, валовой региональный продукт в 2014 году составил 619 388 млн. руб. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году равнялась 25 325 руб., реальная заработная плата — 24 312 руб. [9].
Государственная служба в РФ продолжает совершенствоваться в связи с новыми задачами, стоящими перед Российским государством, с современными требованиями, предъявляемыми к аппарату государственного управления. Стратегическая задача государства — неуклонное повышение уровня и качества жизни населения страны.
Литература:
- Ахмадов К. Л. Институт государственной службы в субъекте РФ / К. Л. Ахмадов: автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2007
- Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, законы, практика 2-е изд./ Г. В. Атаманчук.- М.: РАГС, 2008 (глава Ш).
- Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. № Пр.-1496) // СЗ РФ.- 2003.- № 22.
- Федеральный Закон РФ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2003.- № 46 (ч.1).- Ст.4437.
- Россия в цифрах 2016.- М.: Росстат, 2016.- С.56.
- Конституция Российской Федерации, Ст.2.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2016.- С.4.
- Федеральный Закон РФ от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации».- М.: ИНФРА-М, 2005.
- Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области: Власть. — URL: https://belregion.ru/author/ (дата обращения 12.04.2017)
- Белгородская область в цифрах 2016.- Белгород: Белгородстат, 2016.- С.31.
- Железнякова Е. А. История государственной службы России (2000–2008 гг.) / Е. А. Железнякова, В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий.- Воронеж: Истоки, 2011
- Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Всероссийской научно-практ. конференции 30–31 окт. 2014 г. / ред. Б. Г. Преображенский.- Воронеж: Научная книга, 2014, и др.