В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: управление, конфликт, образовательная организация, педагогический коллектив
За последнее десятилетие произошли большие перемены в социальном заказе на образование. Модернизация современной системы образования направлена на внедрение новых форм и методов обучения и воспитания детей. Нововведения затронули все стороны педагогического процесса. Однако современный педагог должен осознавать и ценность накопленных идей и опыта прошлых поколений. Быстрота и перманентность этих изменений отражаются на эмоциональной, мотивационной сфере субъектов процесса образования.
В период существенных перемен особую роль начинает играть психологический фактор человеческих взаимоотношений и общения в педагогическом коллективе: обостряются противоречия, которые порождают конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.
Говоря о конфликтных ситуациях, считаем необходимым разобраться: что такое конфликт, как он влияет на эффективность работы педагогического коллектива и следует ли предпринимать какие-либо управленческие шаги в его регулировании?
Проанализировав определения понятия «конфликт», которые встречаются в психолого-педагогической литературе, пришли к выводу, что ни одно из них не может рассматриваться как универсальное, поскольку термин изучается с разных позиций, во внимание попадают различные его аспекты. В контексте настоящего исследования остановимся на точке зрения А. Г. Здравомыслова, который трактует понятие «конфликт» как «вариант взаимодействия людей в обществе, мотивационной стороной которого является противопоставление ценностям, правилам, интересам и потребностям» [1].
Причины конфликтов, которые возникают в педагогическом коллективе, разнообразны. Зачастую в конфликте можно найти несколько причин. Иногда, в основу конфликта положена одна причина, но при этом конфликтная ситуация имеет длительный характер из-за ряда других причин.
В силу профессиональной деятельности Учителю свойственно оценивать других. В тоже время, он гораздо эмоциональнее воспринимает (переживает) резкие высказывания других педагогов в свой адрес, особенно в отношении профессиональных качеств. Наблюдения психологов позволяют утверждать, что Учителю сложно смириться с тем фактом, что его собственные личностно-профессиональные слабости и недостатки определили или повлияли на неблагоприятное развитие ситуации. Кроме того, многие педагоги склонны к высокой личностной тревожности, в силу чего гиперболизируют, излишне драматизируют события. Все перечисленные нюансы психологического склада Учителя предопределяют большую вероятность возникновения открытого или латентного (скрытого) конфликта.
Более внимательно рассмотрим вопрос о возможных причинах конфликтов. Существует мнение о том, что основной их причиной между педагогами является неудовлетворенность материальным поощрением своего труда и низкий уровень признания обществом (коллегами) достижений в профессиональной деятельности. Данный факт не нашел своего категорического подтверждения в ходе исследования.
Изучая данные психологических, социологических исследований, мы пришли к выводу, что разногласия в педагогических коллективах происходят, как правило, по следующим причинам:
- Разница в возрасте педагогов (соответственно — педагогическом опыте), которые порождают, в том числе, разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликта.
- Разные взгляды на события, причины возникновения конфликтной ситуации.
- Столкновение профессиональных интересов/точек зрения одного учителя и группы педагогов.
- Отсутствие педагогического такта при общении в отношении отдельных коллег.
Нередки случаи конфликтов, которые происходят между педагогами и руководителем. Анализируя причины конфликтных ситуаций, исследователи во многих случаях указывают, что их основной причиной является неудовлетворенность стилем управления руководителя.
Опыт показывает, что наиболее часто конфликты происходят в «сложных» коллективах, где функциональные обязанности работников схожи, тесно взаимосвязаны. Это обусловливает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив [3].
Вопрос о необходимости управления конфликтами, в том числе и в педагогическом коллективе, связан с осознанием того, что они — неотъемлемая часть социальных процессов. А то, как они будут влиять на коллектив (негативно или положительно), будет зависеть от усилий по их руководству.
Управление конфликтами — это процесс, направленный на предотвращение причин, которые обусловливают возникновение конфликта, а также корректировку взаимоотношений (профессиональных, прежде всего) между конфликтующими сторонами.
Эффективное управление конфликтом в педагогическом коллективе образовательной организации — предполагает воздействие на конфликтное поведение педагогов (ограничение противоборства) с целью его трансформации в направлении достижения желаемых результатов деятельности образовательного учреждения, конструктивного влияния на развитие педагогического коллектива и организации в целом. Оно включает в себя: прогнозирование конфликтов, предотвращение конфликтов; отслеживание конфликтов; разрешение конфликтов.
Какие же психолого-педагогические условия влияют на эффективность управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации?
Считаем, что первое условие «вытекает» из определения понятия «управление конфликтами», и заключается в создании благоприятной атмосферы труда, дружественных взаимоотношений всех членов педагогического коллектива в процессе взаимодействий и общения, основанных на формировании и развитии у каждого из сотрудников способности отличать причины от поводов, находить наиболее лояльные способы разрешения конфликтов. Реализация этого направления в деятельности руководителя образовательной организации в конечном итоге способствует решению поставленных перед организацией целей и задач.
Одним из основных показателей эффективного управления администрации организации выступает усовершенствование критериев оценки и взаимооценки результатов профессиональной деятельности, демократизация этого процесса: если сами учителя, оценивая деловые и личностные качества, выдвигают из своего общества конструктивных лидеров, это позволяет повышать работоспособность коллектива и минимизировать конфликтность [3].
Директор образовательной организации, который оправдывает надежды педагогов или превосходит их, несомненно, будет иметь эмоциональную поддержку коллектива, высокий неформальный статус и шансы на успех в работе. Поэтому самосовершенствование и самовоспитание тех черт своего характера, которые педагоги ценят в руководителе больше всего — целесообразно. Этим определяется его способность прогнозировать и сознательно регулировать свои отношения с педагогическим коллективом, находить взаимопонимание с ними [2].
В тоже время, значимы:
‒ объективное осознание конфликта как реальности, необходимости целенаправленных действий по его управлению;
‒ действенное влияние на конфликт и переведение его в русло саморегуляции и самокорректировки;
‒ владение методами и приемами, позволяющими конструктивно разрешать конфликты путем согласования позиций и интересов, взглядов и ориентаций.
Подводя итог сказанному выше, отметим, что нами рассмотрены лишь наиболее общие условия, позволяющие эффективно управлять конфликтами в условиях образовательной организации. Этот вопрос — все еще открыт и актуален для педагогической общественности.
Литература:
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здраомыслов. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 317 с.
- Тренев Н. Н. Управление конфликтами / Н. Н. Тренев. — М.: Приор, 2001– 96 с.
- Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.