В настоящее время, как и во все предыдущие этапы человечества, одним из ключевых понятий было воспитание и освоение нравственных ценностей. Нравственные ценности человека позволяют ему самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять реальные перспективы своего развития, а также прогнозировать возможные пути развития и средства их реализации. Нравственные ценности позволяют не только развивать конкретного человека, но и способствует развитию общества.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Именно в это время важно формировать нравственные ценности. Важную роль в этом играет обучение. Весь уклад жизни и ценностей становится иным. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности. В период обучения в школе формируются нравственные понятия, убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения у учащихся [1].
Формирование нравственных ценностей — это целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников в соответствии с общечеловеческими понятиями морали: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом является сформированная нравственно цельная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественного ценного поведения.
Одной из форм формирования нравственных ценностей можно назвать — проектная деятельность.
Деятельность — динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его материальных и духовных потребностей [2].
Основной идей проектно-исследовательской деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, личностно и социально-значимой проблемы. Результатом данной деятельности является проект.
Проект — это комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, который специально организовывается учителем для самостоятельного выполнения детьми специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми. Данный комплекс действий завершается созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации [3].
Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность.
Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей, выполняя четко определенные задачи. Однако А. И. Савенков считает проектирование — творчество по плану и в определенных рамках, т. е. творчество, но не в полной мере [4].
Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся.
Формирование необходимых условий для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т. д.);
‒ Провести подготовку обучающихся по работе с проектом;
‒ Обязательная презентация проекта;
‒ Наличие руководителя и поддержки учителя.
Проект может быть, как коллективным, так и индивидуальный, обязательно проект подчинен общей дидактической задаче и включает в себя разнообразные формы творческой и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на реализацию конкретной идеи.
При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающихся получает не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения. Именно поэтому метод проектов можно включить в список эффективных методов формирования нравственных ценностей. В данном методе уже задействован один из компонентов формирования нравственных ценностей — эмоции.
В помощь обучающемуся можно предложить ведение дневника, в котором можно записывать интересные моменты, свои впечатления, результаты, идеи, ощущения, трудности, удачи и неудачи, и попытки их объяснения, т. е. рефлексия. Дневник поможет обучающемуся при составлении отчета и презентации проекта.
В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.
В процессе работы над проектом можно выделить 2 фактора, которые можно использовать для формирования нравственных ценностей:
Первый фактор: работа над проектом.
Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся либо на интуитивном уровне, либо с помощью педагога (если сами не справляются, и зависимо от возраста), находят пути взаимодействия и контакта между собой. И чтобы справиться с работой, нужно распределить роли, отобрать кто чем будет заниматься и т. п. В результате чего дети понимают, что для достижения общей цели, необходимо работать слаженно, помогать друг другу. Именно это позволит вспомнить о таких ценностях, как уважение, дружба, справедливость и т. д.
Если работа индивидуальная, то в процессе работы над проектом ребенка можно научить уважать свой и чужой труд, помочь с определением и коррекцией своей самооценки.
Второй фактор: тема проекта.
При выборе темы проектов их можно распределить по тем ценностям, которые мы хотим сформировать у обучающихся.
Например, для формирования толерантности необходимо подбирать темы, которые ознакомят с культурой других народов, качествами, которые присущи данным народам, их историей. Обучающийся работая над темой, будет раскрывать перед собой особенности других людей, на основе чего можно выстроить уважительное отношение к другим народам.
Для формирования патриотизма, необходимо углубиться в историю родного государства, поближе познакомить с бытом и культурой, показать положительные черты страны, красоты природы и т. д.
В работе над проектом мы не ограничиваемся работой с текстом. Необходимо подкреплять словесные образы другими образами — поэтическими, музыкальными, драматургическими, архитектурными, которые комплексно воздействую на душу ребенку, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия.
В данной работе учитель уходит на второй план. Всю работу выполняет обучающийся, учитель только направляет, советует, т. е. является консультантом ребенка. Данная позиция для обучающегося способствует повышения мотивации.
В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.
Именно процесс работы над проектом и сама тема проекты открывает перед нами просторы для формирования нравственных ценностей и нравственных качеств.
Литература:
- Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с.
- Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с.
- Козлова М. М. Проектная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 451–453.
- Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76–2.