Авторитет педагога и его влияние в становлении личности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности обучающихся / А. В. Станкевич, С. М. Горбачева, В. П. Долматов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 640-642. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42228/ (дата обращения: 18.12.2024).



Педагогическая деятельность — есть особый вид общественно полезной деятельности в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство.

Педагог дополнительного образования и его ученик — это две главные фигуры в педагогической деятельности. Две личности, взаимоотношения которых в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования напрямую имеют влияние на учебно-воспитательный процесс и определяют его успех. Именно этот фактор и обуславливает создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимопонимания в учреждениях дополнительного образования.

Влияние педагога дополнительного образования в становлении личности обучающегося во многом зависит от авторитета педагога. Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося. В тех случаях, когда педагог является авторитетом для своего ученика, ему приписывается компетентность в различных областях и авансируется успех в любых начинаниях. Авторитет педагога — это сложное явление, которое является качественным показателем отношения к педагогу. К авторитетному педагогу отношения обучающихся имеют эмоционально положительную окраску. Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки, основы которых дает педагог, тем обоснованнее кажутся ученикам его требования, тем справедливее сделанные замечания и тем весомее каждое его слово.

Характер педагога дополнительного образования, его личностные качества является мощным педагогическим фактором в организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Слишком твердый характер, большая общественная активность педагога приводит к подавлению спонтанности детей, что делает их равнодушными, безынициативными зрителями в учебно-воспитательном процессе. С другой стороны, слишком мягкий характер педагога приводит к отсутствию элементарного порядка на занятиях. Отсутствие глубоких знаний в области педагогики и психологии, отсутствие желания преодолевать себя дают простор эпизодическим проявлениям натуры, таким как вспыльчивость, жестокость или же наоборот, бесхарактерности и нетребовательности. Во избежание подобных ситуаций необходимо четко понять, что определяет характер воспитательных отношений.

Педагогическая деятельность предполагает такие формы проявления и развития дисциплины и демократии в воспитательном процессе, которые могут быть реализованы только специально подготовленной личностью, обладающей педагогическим авторитетом. Учащиеся охотно следуют за тем педагогом, вызывает у них уважение. В иных случаях взаимоотношения между педагогом и обучающимися держатся на формальных основаниях, требованиях. Такие отношения в педагогике оказывают негативное влияние и теряют свой позитивный воспитательный смысл.

Подлинный авторитет педагог может только заслужить упорным и честным трудом. Есть мнение, что сама должность педагога способна обеспечить ему авторитет среди обучающихся. Но это не так. В наше время должностной авторитет замещен авторитетом личностным. В связи с этим стоит различать авторитет власти, и власть авторитета. Если авторитет власти дан педагогу в связи с занимаемой им должностью, его профессиональной деятельностью, то власть авторитета приобретается педагогом в результате длительных взаимоотношений со своими обучающимися. Авторитет, данный педагогу занимаемой должностью, не может быть длительным, если он не подкреплен властью самой личности, которая влечет за собой добровольное признание обучающимися профессионализма учителя.

Стремление каждого педагога — завоевать авторитет. Но, не работая над собой, некоторые педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. А это, неизбежно ведет к приобретению ложного авторитета. Ложный авторитет имеет множество разновидностей. Ложный авторитет — это такое отношение обучающихся к педагогу, которое дает им основание быть активными или пассивными потребителями готового опыта. Основной целью ложного авторитета является стремление педагога добиться послушания от обучающегося, при этом, дети, проявляя послушание, развивают в себе такие качества, которые абсолютно противоположны главным целям обучения.

Наиболее часто у педагога можно встретить следующие виды ложного авторитета:

Авторитет подавления, который педагог стремится завоевать путем демонстрации превосходства в правах удерживать учеников в страхе перед наказанием. Авторитет расстояния. Он достигается путем стремления педагога держать учащихся на дистанции, вступая с ними только в официальный контакт. Авторитет педантизма. Педагог постоянно придирается к обучающимся, так как у него существует целая система своих никому не нужных мелочных условностей. Авторитет резонерства состоит в том, что педагог постоянно поучает своих учеников, считая, что главное средство воспитания — это нотации. Авторитет мнимой доброты чаще всего встречается у молодых педагогов, которые считают, что учащиеся оценят их доброту и ответят вниманием и послушанием.

Но, лишь истинный авторитет педагога способен показать реальное отношение обучающихся к своему наставнику. Именно он способен побуждать учащихся участвовать вместе с педагогом и под его руководством в улучшении жизни.

Педагогу необходимо знать, чем интересуются его ученики, а для этого необходимо лишь немного внимания к их жизни вне образовательного учреждения. В жизни каждого ребенка бывают ситуации в которых он не может разобраться сам и нуждается в помощи. Но лишь в том случае, если педагог является для ученика авторитетом, ученик обратится к нему за советом. При этом, ребенок будет чувствовать заботу педагога, но в тоже время, он будет осознавать, что педагог не собирается снять с него ответственность и будет кое-что от него требовать.

Авторитетный педагог обязательно должен обладать моральной чистоплотностью. Любая из сторон общения педагога с учениками пронизана нравственными отношениями. Любой поступок, не важно, плохой он или хороший, всегда имеет нравственный аспект. В тех случаях, когда любая просьба педагога выполняется учениками без пререканий, свидетельствует о высоком авторитете педагога.

Следовательно, первоочередной задачей педагога является самовоспитание. Оно должно быть направлено на формирование таких качеств, без которых завоевать высокий авторитет невозможно. Для выполнения этой задачи необходимо выявить те качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать твердую установку самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому педагогу.

Успех педагогической деятельности, зависит от основных, ведущих качеств личности, которые предают определенный стиль поступкам и действиям педагога. Основные компоненты авторитета педагога, которые мы рассмотрим, условно можно разделить на личностный и профессиональный.

Ключевое значение в профессии имеет любовь человека к своему делу. Педагог же должен любить не только свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям — это предъявление к ним определенных требований, без которых ни воспитание, ни обучение невозможны.

Заслуженный учитель И. О. Тихомиров говорит, что в педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. «Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель, равнодушно относящийся к ученикам, — нелепость… Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!»

Каждый взрослый испытал на себе, насколько тонко чувствуют отношение к себе дети. Как болезненно они переживают проявление недоверия к их словам и поступкам. И тот педагог, который не может разглядеть в своих юных учениках личность, не вправе ожидать от них ничего кроме замкнутости, обиды и даже открытой враждебности. Такой педагог вряд ли стремиться завоевать авторитет и любовь учеников, ведь для него не представляет никакой ценности их мнение о нем — они ему не интересны. Даже опытному педагогу бывает трудно признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников. Сложно всегда и во всем соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем к детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а то и представление о самой роли педагога как о гарантии от любых ошибок. Но, если педагогу удается преодолеть данные препятствия, педагогический успех не заставит долго ждать.

Немаловажное значение для педагога — это умение держать себя в классе. Положительными качествами являются его выдержка, спокойствие. Хождение педагога по классу, его чрезмерная жестикуляция рассеивает внимание обучающихся, они хуже усваивают объясняемый материал.

Одно из положительных качеств хорошего педагога — обладание эмоциональной речью. Лучшие педагоги на уроке не допускают посторонних разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса педагога также немаловажна. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А. С. сказал, что педагогом — мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью — двадцатью оттенками.

Недостаточность личностного развития педагога, его низкая речевая культура подрывает его авторитет и снижает качество педагогической работы.

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм. Отзывчивость педагога по отношению к обучающимся у такого педагога сочетается требовательностью, которая педагогически оправдана, и проводится в интересах самого ученика.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия педагога и учащихся.

Первое, что стоит выделить, авторитетный педагог знает свой предмет. Он хорошо владеет методикой предмета. Учащиеся любят тех педагогов, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести. Для этого педагогу необходимы знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Знание этих наук помогают разобраться в закономерностях педагогического процесса и сделать его организованным и целенаправленным. Знания в области указанных наук помогаю педагогу правильно оценивать поступки учеников и изучать коллектив в целом и каждого в отдельности.

Педагог не может использовать шаблонами и опытом других педагогов при разрешении воспитательных и учебных вопросов. Он обязан обладать педагогическим тактом, а это не что иное, как проявление творческих способностей. Педагогический такт — это мера педагогической целесообразности и полезности поступков педагога, его слов, средств взаимодействия с обучающимися. Нарушением педагогического такта — это все то, что выходит за рамки педагогической целесообразности. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы в конкретной обстановке, а также с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся.

Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов педагогического процесса в зависимости от их возраста. Для младших школьников большее значение имеет личностный компонент авторитета. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент.

Для авторитетного педагога обязательны оба компонента, которые должны сопровождаться индивидуальным творчеством педагога.

Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.

Литература:

  1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. — М.: Знание, 1988.
  3. О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия,2002, – 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, дополнительное образование, ложный авторитет, педагогический такт, авторитет педагога, педагогическая деятельность, педагогический авторитет, ученик, авторитетный педагог, учебно-воспитательный процесс.


Задать вопрос