Статья посвящена наркомании как одной из глобальных социальных проблем современности. Автор осмысливает наркоманию с позиций психоанализа и экзистенциализма, как наиболее авторитетных междисциплинарных направлений изучения современных явлений.
Ключевые слова: наркомания, психоанализ, экзистенциализм, психотерапия, общество, социальные проблемы, человек, наркоман, наркотические средства
Медикаментозная зависимость год за годом становится все более сложной, едва ли преодолимой, проблемой современного общества, представляя собой угрозу стабильности российского социума, национальной безопасности, физическому и моральному здоровью молодежи. В современной России употребление наркотиков также становится одной из наиболее острых социальных проблем, что усугубляется тем, что с каждым годом возраст наркоманов молодеет [3]. Наркомания затрагивает все сферы жизнедеятельности человека: интеллектуальную, духовную, эмоциональную.
Лицо, употребляющее наркотические вещества, проще говоря — наркоман, представляет опасность для социума, поскольку происходит сужение его сознания, заинтересованное лишь в удовлетворении единственной потребности — поиска и приема наркотических средств. Солидаризуемся с В. И. Кокиным, что «развитие наркотической зависимости приводит к разрушению трудовой и поведенческой мотивации, следствием чего является постоянный отток рабочей силы из сферы материального и духовного производства» [4]. В психотерапии отсутствуют малейшие сомнения в многофакторном происхождении наркотической зависимости. Среди предпосылок к возникновению наркомании выделим три круга проблем: «содержание» самих наркотиков (их свойства и способы употребления); социокультурные факторы, формирующие/сформировавшие «личность» наркомана; индивидуальные психические особенности наркомана.
Обращаясь к психоанализу, как психотерапевтическому направлению, заметим, что главным фактором считается не сам прием наркотиков и не психологические, физиологические и социальные последствия этого употребления (как бы ни были они трудны в преодолении вместе/по отдельности), а в индивидуальном развитии, структуре личности и психодинамике наркомана, то есть в его внутренней проблематике. Поведение наркомана — это лишь верхушка айсберга, под которой скрыта тяжелая патология. Наркомания является психически детерминированным заболеванием, вызываемым искусственными средствами. Также это заболевание связывается с доступностью наркотических средств, обусловленных уже указанными ранее психическими предпосылками.
Психоанализ одновременно стремится к устранению симптома и внутреннему изменению потенциала личностного роста и развитию ума пациента. При этом он сосредоточивается на прослеживании причин человеческого страдания, утверждая, что причины индивидуальных проблем связаны с типичными особенностями проживания ситуаций и обусловлены ранее принятыми неосознанными решениями.
Осмысление наркомании не следует сводить к проблемам ее определения, злоупотребления, (как следствие) зависимости и обсуждению их в отрыве от психоанализа, который определяет наркоманию как внутреннее побуждение, сметающее все препятствия и не признающее ограничений стремление принять определенное вещество, не считаясь (а порой даже сознательно или бессознательно соглашаясь) с его вредными последствиями.
Психоаналитический подход по отношению к обозначенной проблеме приобретает особую ценность еще и потому, что среди массива исследований, медицинских, фармакологических, психологических, социологических, еще наличествует недостаточное количество работ, посвященных самой личности и индивидуальному развитию наркомана. Отдельные черты личности, индивидуальные и социокультурные данные об их развитии, лишь в редких случаях интегрируются в единую картину личности, учитывающую всю полноту психической структуры и патодинамики наркоманов, в чем и заключается преимущество психоанализа [2].
Вопрос о личной предрасположенности к использованию наркотических средств решается вполне однозначно лишь в случаях анализа патодинамического развития каждого наркомана. Наркомания, в отличие от нормальных влечений, сопряжена с навязчивой непреодолимостью, что, однако, не указывает на ясность картины болезни у конкретного наркомана. Четкость определения наркомании как психического заболевания оставалось неразрешенной проблемой вплоть до недавнего времени, которая разрешила через установление ее связей с другими аналогичными заболеваниями.
Рассмотрим отношение к исследуемой проблеме в различных психоаналитических направлениях. Замечания основоположника психоанализа З. Фрейда насчет наркомании немногочисленны и не обладают системность, но тем не менее имеют огромное значение при построении психоаналитической теории, образуя базис дальнейших рассуждений. В то же время эти замечания доказывают, что Фрейд не игнорировал наркоманию, посвящая ей время в контексте других размышлений. Так в работе «Сексуальность в этиологии неврозов» им выдвигается тезис, что наркотики прямо или косвенно становятся заменой недостаточного сексуального удовлетворения, а в труде «Остроумие и его отношение к бессознательному» он высказывает предположение, что хорошее настроение — неважно, возникает оно изнутри или вызвано интоксикацией — устраняет сдерживающие силы и делает доступными источники наслаждения, которые обычно подавлены. Отношение наркомании к другим видам патологии прослеживается в «Недомогании культуры», где Фрейд рассуждает о вопросах социологии и культурологии. Речь здесь идет о том, к каким методам в условиях определенной культуры обращаются люди для достижения счастья и недопущений страданий, но самым действенным способом является интоксикация. Эффект наркотиков в борьбе за счастье и избавление от горя столь часто оценивается как благо, что индивиды и даже целые народы «забронировали» им прочное место в экономике своего либидо, выражая им благодарность за ощущения удовольствия и за некоторую «независимость» от всего мира [1].
Общеизвестно, что с помощью такого эскейпизма, напрямую достигаемого такими «избавителями от забот», можно избавиться от пугающей реальности и найти убежище в собственном мире, богатым не духовно, но обладающего манящей сензитивностью. Стоит помнить, что именно эти свойства наркотиков определяют их опасность и вредоносность. Подытожим осмысление употребления наркотических средств в русле психоанализа: наркотические вещества способствуют высвобождению бессознательных конфликтов и тенденций. В ранних аналитических работах З. Фрейда прослеживается явный терапевтический оптимизм и стремление, а через описание конкретных случаев более глубоко понять эту зависимости.
Рассмотрим проблему наркомании с точки зрения экзистенциализма. Первоначально экзистенциализм появился как направление в философии, возникшее в качестве попытки создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам современного человека. Как специфическое направление возникает и формируется в момент кризиса рационализма, что натолкнуло людей на размышления о самих себе, своем существовании, месте и роли в мире, о ценностях, инициируемыми людьми и ориентирующими их жизнедеятельность [2].
Сегодня экзистенциализм обособился не только как философское течение, продолжая развитие в трудах различных исследователей, предметом изучения которых является человек, но и как направление в психотерапии. Исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности, которая рождается, затем, как говорят сегодня, «делает себя». Результатом процесса само(со)творения является совокупность собственных действий и поступков.
Кем станет личность? Это определяется его индивидуальным выбором в конкретной ситуации, но явно не чередой каких-либо внешних или даже внутренних причин (авт. — хотя здесь, конечно, не стоит забывать и про уровень субъективного контроля). Согласно экзистенциальной психологии человек просто существует, поскольку нет никакой природы, определяющей его способ жизни и жизненный стиль, отсутствуют нормы и предписания, задающие должное поведение на протяжении всей его жизни. Применительно к нашей проблеме замечаем, что наркомания будет являться индивидуальным выбор каждого отдельного человека. Употребление наркотических средств или отказ от такого человек выбирает самостоятельно, но именно от этого выбора зависит будущая траектория его существования, которое, согласно С. Кьеркегору, может быть неподлинным и подлинным [5].
Неподлинное существование характеризуется как среда, противостоящая человеку, в которой он забывает свою сущностную определенность. Современное положение человека в обществе представляется безликим существованием среди серой массы людей, а отдельный индивид не больше, чем деталь в этом социальном механизме, оказавшаяся под чуждыми и неподлинными формами собственного существования. Неподлинное существование приводит усредненности. Такая реальность нивелирует личность, каждый уже сам программирует себя стать похожим на других, не желая выделяться из толпы. В результате это приводит к широкому распространению аддикций, одной из наиболее опасных среди которых является наркомания, ведущая к серьезному урону организма и невозможности найти ответственных за собственные поступки. У человека появляется страх/стыд за выбор собственных ценностей, за принятие собственных решений, поэтому он пытается рационально истолковать свои действия объективными обстоятельствами, скрыться за конкретной социальной ролью. Это и есть неподлинное существование, выбираемое человеком в условиях «свободы».
Подлинное существование (экзистенция) представляет собой особый вид существования, открывающий возможность выхода за пределы повседневности, переход от неподлинного к подлинному существованию. К экзистенциальной коммуникации человек приходит только в результате предварительного сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу, которая заключается в формировании себя каждым своим действием и поступком. Человек изначально свободен, так как с самого рождения он не ограничен никакими установками, рамками, предписаниями. Человек делает свободный нравственный выбор. Выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно, определяется личной ответственностью. Свобода означает ответственность, которая лежит на самом человеке за его существование, за то, кем он станет, каким содержанием наполнит свое существование. свобода — это, прежде всего, ответственность. Человек, познавший экзистенцию не примет решения разрушить высшую ценность — жизнь, по средствам принятия решений за которые не сможет понести ответственность. Такому человеку, что логично, совершенно не присуще становление себя на поприще наркомании.
Не будучи представителями фармации и клинической медицины, мы позволим себе заявить, что только лишь использование только медикаментов при профилактике и лечении наркомании не приведет к преодолению зависимости, поскольку установлено, что эта болезнь имеет и психический фундамент. Лишь синтез медикаментозного метода и поиск психических корней проблемы в каждом отдельном случае даст положительный результат. Таким образом, в настоящей работе заявленная проблема исследована с позиций психоанализа и экзистенциальной психотерапии, что не исчерпывает возможность ее изучения с позиций других концепций, способствующих выработке последующего комплексного подхода в осмыслении наркомании как социальной проблемы.
Литература:
- Гай П. Фрейд. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. — 960 с.
- Грицанов А. А. Новейший философский словарь. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
- Исангулова Д. Р., Залалова А. А. Наркоманы в России молодеют // Контентус. — 2013. — № 11 (16). — С. 17–19.
- Кокин В. И. Личность наркомана: проблемы отчуждения (социально-философский аспект) // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 69–77.
- Мерзлякова Н. Н. Проблема «подлинного существования» в экзистенциальномм проекте С. Кьеркегора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. — 2009. — № 2. — С. 438–444.